«Десять негритят отправились обедать,
Один вдруг поперхнулся, и их осталось девять…»
Наверное, эту считалочку из знаменитого романа «Десять негритят» королевы детектива Агаты Кристи, знают все, во многом благодаря прекрасному одноименному фильму Станислава Говорухина. В 1987 году, когда режиссер выпускал фильм, слово «nigger» в западном мире было уже давно вне закона. Россия оставалась редкой страной, где роман знаменитой писательницы публиковался под оригинальным названием. Почти все иностранные издания и экранизации романа носят нейтральное название «And Then There Were None» («И никого не стало»). Именно так переименовала роман Агата Кристи, когда ее попросили написать пьесу на его основе. В ней негритята были заменены на индейцев.
В новом спектакле Театра Олега Табакова «И никого не стало» считалочка, висящая на стене, тоже рассказывает о трагической судьбе маленьких индейцев. Художественный руководитель театра и режиссер спектакля Владимир Машков обыграл индейскую тему с помощью скульптора Александра Рукавишникова, выступившего также сценографом спектакля.
На сцене десять авторских скульптур тотемных животных, каждая из которых олицетворяет одного из героев: росомаха, броненосец, индюк, арапайма, муравьед, черепаха, пиранья, гарпия, медведь и пантера. Гадать, какое животное подходит тому или иному персонажу во время спектакля невозможно, этот квест будет бонусом внимательному зрителю и своеобразным продолжением постановки.
Итак, в роскошный особняк на таинственном острове приглашены под разными предлогами десять человек. Между ними нет ничего общего, кроме одного: все они в разное время и при разных обстоятельствах стали причиной смерти одного или нескольких людей. О человеке, пригласившем эту компанию на остров известно только, что подписывается он – А.Н.Оним. Пока гости пытаются понять смысл происходящего, их начинают убивать – одного за другим, теми же способами, что и в висящей над камином считалочке про маленьких индейцев.
А как хорошо все начиналось. Романтичный остров, шикарный особняк с дивными интерьерами, изысканная кухня и безупречное обслуживание. Именно этого ожидают наши герои, один за другим входящие в стеклянные двери террасы.
Вера Клейторн (Аня Чиповская) пребывает в великолепном расположении духа, напропалую флиртуя с капитаном Ломбардом (Евгений Миллер). Боевой генерал Маккензи (Сергей Беляев) добродушно взирает на молодежь, устало опускаясь в удобное кресло, которое он сразу же окрестил «своим». Доктор Армстронг (Виталий Егоров) с тоской и вожделением смотрит на винный шкаф, но от предложенного аперитива наотрез отказывается. Шумно и вальяжно вваливается Блор (Сергей Угрюмов) – полицейский, зачем-то выдающий себя за золотопромышленника, впрочем, не очень успешно. Важно и степенно, как и положено уважаемому человеку, вплывает судья Уоргрейв (Борис Плотников).
Подбирается вполне приятная компания, которую портят только нагловатый богатенький юнец Марстон (Владислав Миллер) и недовольная всем и вся набожная старая дева Эмили Брент (Алена Лаптева). Гости переодеваются к ужину, слуги – чета Роджерс (Игорь Петров и Яна Сексте) занимаются последними приготовлениями, как вдруг… Таинственный обвинитель громоподобным голосом зачитывает преступления, совершенные всеми этими людьми.
Страх, непонимание, отрицание, ярость – в первые секунды все эти чувства затмевают разум героев. Затем они становятся все сильнее и сильнее с каждым происходящим убийством, пока не доходят до края.
В этом спектакле у каждой роли очень сложный эмоциональный рисунок, постепенно накапливающий интенсивность и доходящий до максимально возможного в финале. Актеры и режиссер исследуют природу страха, его развитие под влиянием обстоятельств и его разновидности в зависимости от типа личности. Своего рода полноценное психологическое исследование с проведением опытов на самих себе. Но не только страх исследует команда спектакля, а внутренний мир человека в целом (в предлагаемых обстоятельствах). Как тот или иной человек принимает неизбежное? Тихо сидит в кресле и ждет смерти, как генерал Маккензи? Или яростно борется до конца, как Ломбард? Или ждет помощи от Бога, как мисс Брент? Каждый актер в этой постановке исследует какую-то определенную психологическую нишу, выступая одновременно в роли исследуемого и исследователя.
Владимир Машков – сам невероятно эмоциональный актер – требует того же от актеров своего театра, будучи режиссером. Наблюдать за виражами страстей чрезвычайно интересно, тем более, что закладываются эти виражи на сумасшедшей скорости.
История, происходящая, казалось бы, на одном пятачке развивается столь стремительно, что ее можно сравнить с высококлассным голливудским фильмом в жанре экшн. В некоторых сценах публика подскакивает от испуга и неожиданности, благодаря отлично выполненным трюкам и спецэффектам. Даже самый внимательный зритель не сможет сказать в какой момент исчезают фигурки индейцев с камина, и кто подсыпал яд в бокал (а его подсыпали). И вряд ли получится сосчитать призрачных танцующих индейцев, сменяющих сцены спектакля, настолько это завораживающая картина.
Детектив на сцене – явление нечастое. Это сложный для театра жанр, в первую очередь потому, что подавляющее большинство зрителей отлично знает, что «убийца – дворецкий». А смысл хорошего детектива как раз в том, чтобы этого не знать. Но и здесь Владимир Машков порадовал публику: финал пьесы отличается от финала романа, а пьесу мало кто читал, так что сюрприз обеспечен!