Как не пройти мимо чужой беды, когда самому нестерпимо больно? Как в мире, полном зависти и соперничества, найти в себе силы на поддержку того, кому ещё хуже? Что движет людьми, которые бескорыстно помогают?
Этими вопросами задаётся «Ведогонь-театр» в спектакле «Чем люди живы» режиссёра Татьяны Тарасовой. В основе постановки одноимённый рассказ Льва Толстого из цикла «народных рассказов», где писатель обратился к жанру притчи.
Главный герой – сапожник Семён, он очень беден, у них с женой даже одна на двоих шуба, и та старенькая. А мечте о покупке новой шубы пока не суждено сбыться – односельчане задерживают Семёну деньги за ранее выполненную работу, и он с горя пропивает едва ли не последние 20 копеек. Возвращаясь расстроенным домой, Семён встречает у часовни нагого человека, не способного объяснить, кто он и что с ним случилось. Семён, поколебавшись, решает пригласить незнакомца к себе, дать ему кров и пищу. Мужчина становится помощником Семёна в мастерской и отлично справляется.
Постепенно слава о хорошем работнике облетает округу, и у Семёна всё больше заказов на сапоги и всё больше достатка в доме. Как-то в мастерскую сделать заказ приходит женщина с двумя девочками, как выясняется, приёмными дочками, которых она любит как родных. Поговорив с ней, незнакомец рассказывает свою историю: оказывается он ангел, прогневавший бога, за что тот сослал его на землю посмотреть, как и чем живут люди. И пожив среди людей, ангел понял, что самое главное – это любовь, и только благодаря ей ещё не вымер род человеческий.
Режиссёр Татьяна Тарасова ввела в эту историю рассказчика – девочку (Евгения Михеева), потерявшую мать, но запомнившую, что та говорила читать библию. Девочка читает, но не может ничего там понять, ибо очень заковыристо написано. Одно лишь ясно – любить нужно друг друга. И вот от лица этого юного, чистого и непосредственного человечка идёт рассказ, где акцентируется и тяжкая доля Семёна (Илья Роговин), и то, что он сам не без греха, и его нравственные искания, и откровения, пришедшие к нему за время общения со спустившимся с небес ангелом.
Рассказ девочки сопровождается детским недоумением и удивлением, шаловливыми кувырками и заливистым смехом. Она может и строго отчитать, и от души похвалить героя этой истории, без стеснения спародировать хоть Семёна, хоть богатого барина. Представить притчу легко и задорно помогает юной рассказчице вся обстановка на сцене – игрушечная, лубочная: макет часовенки, деревце с по-зимнему голыми ветками, украшенное колокольчиками, пустые миски, старомодные шубы, стоптанные ботинки… Добавляет сказочности и детскости внешний вид ангела (Ярослав Шевалдов) – просто чудо в перьях, торчащих из волос и налипших на тело. Атмосферу русской глубинки помогают прочувствовать «деревенские» песни в исполнении Матрёны, супруги Семёна (Марина Бутова).
Герои действия будто сошли с лубочной картинки – тщательно подобраны костюмы, детально проработаны жесты, взгляды, характеры. Сурова внешне, но мягка сердцем Матрёна. Слабый духом Семён растёт на глазах в течение всего спектакля. Загадочный ангел потерян в земной суете, но мгновенно оживает, как только наступает час его возвращения на небеса. И трогателен этот момент в финале: под звон колокольчиков на крыльях горящие глаза ангела словно излучают любовь.