Внешняя форма постановок Юрия Николаевича Погребничко – это шарада, которую зритель должен разгадать. Он словно говорит на каком-то своем языке. Тому, кто этот язык понимает, происходящее на сцене видится закономерным и естественным. Его спектакли могут вызвать странные ассоциации и диаметрально противоположные эмоции в зависимости от настроения, характера, да от чего угодно. Поэтому и описывать эти спектакли трудно, а рекомендовать тем более.
Спектакль «Нужна драматическая актриса», мне кажется, подойдет для первого знакомства с театром и режиссером. Многим хорошо известен «Лес» Островского, так что проблем с пониманием происходящего на сцене возникнуть не должно. Но на всякий случай: неудавшийся нищий трагик Геннадий Несчастливцев (Алексей Левинский), променявший дворянство на актерство, кочуя «из Керчи в Вологду, из Вологды в Керчь» встречает такого же несчастного комика Аркашку Счастливцева (Анатолий Егоров). Театр для них – весь мир и, несмотря на неудачи, они все равно грезят о лучшей доле. И если бы нашлась хорошая драматическая актриса, то сбудется мечта о своем театре.
Пока Несчастливцев ищет трагическую актрису и проводит своеобразный кастинг среди претенденток, Счастливцев перевоплощается в помещицу Гурмыжскую. Анатолий Егоров прекрасен в шляпке с вуалеткой, накладной филейной частью и обязательным веером. Его помещица уморительно кокетлива и одновременно деловита. Мгновенно перевоплощаясь из одного образа в другой, он успевает продемонстрировать и влюбленность престарелой дамы в молодого мальчика, и трогательную растерянность комика Счастливцева, и просто усталость человека, замученного неустроенностью жизни и несбывшимися мечтами.
Большая надежда Несчастливцева, Аксюша (Екатерина Кудринская), не оправдает оказанного ей «високого давэрия» и потраченных на нее последних денег, так что останется несчастному трагику рвать на себе волосы, причем в прямом смысле.
Следует сказать, что манера игры Алексея Левинского, как впрочем и всех актеров спектакля, состоит в некоей аскетичности. Нет никаких бурлящих чувств и выразительных движений. Все внутри и в глазах. Это как в игре «кто первый засмеется», и проигрывает всегда зритель. Как в сцене с ключницей Улитой, которую играет Иван Сигорских. Он только покажется, даже ничего не скажет, а вы уже проиграли.
Как неразделимы Счастливцев и Несчастливцев, так неразделимы комедия и трагедия. И в театре, и в жизни. А «театр в театре» комичен и трагичен вдвойне. Человек, чье призвание – театр, хочет, чтобы жизнь и искусство были одним целым. Чтобы в любом случайном разговоре была уместна тирада из Шекспира. Чтобы хорошие люди были счастливыми, и добро побеждало зло. А благородное и возвышенное всегда побеждало материальное.