Судьба канареек, спектакль «Что с тобой теперь?», ЦАТРА

О девочках и мальчиках, вступающих в большую жизнь в один из самых страшных исторических периодов нашей истории, рассказывает новый спектакль Театра Армии. Пьесу Юлии Белозубкиной «Что с тобой теперь?» поставил на экспериментальной сцене театра режиссер Иван Колдаре.

фото: Анастасия Трошина

Дочери расстрелянных советских военачальников Мира Уборевич (Анастасия Савостьянова) и Светлана Тухачевская (Елизавета Мазалова) после ареста матерей оказываются в провинциальном детском доме, где их, балованных и любимых, ждет совершенно иная жизнь. Девочкам предстоит узнать, что такое подлость, зависть, наговор, предательство. От них потребуется сделать нелегкий выбор. Они внезапно станут взрослыми, но будут изо всех сил пытаться сохранить в себе светлый мир своего счастливого детства.

фото: Анастасия Трошина

Это рассказ о детях и взрослых. О том, как дети, чистые душой, не согласны верить правде взрослой жизни, не готовы предать, даже ценой собственного благополучия. О том, что не бывает безгрешных взрослых и даже самые лучшие из них — всего лишь люди.

фото: Анастасия Трошина

В заявленном жанре лирической драмы, превалирует сугубый драматизм событий. Деликатная и ранимая Мира приходит в детдом с крошечной канарейкой в клетке. Это единственное, что связывает ее с домом, с безоблачным прошлым. Гибель канарейки становится для девочки первым серьезным этапом вхождения в новую жизнь. Чуткая сердцем, Мира готова вынести все, броситься на помощь, пожалеть и понять новых, совсем не дружелюбно к ней настроенных, товарищей по несчастью. Она знает, что маме сейчас гораздо хуже, чем ей и пишет в лагерь светлые, оптимистичные письма, так мало похожие на правду.

фото: Анастасия Трошина

Порывистая, решительная Светлана Тухачевская не хочет мириться со всем, что она узнает о своем отце. Она никому не отдаст искреннюю любовь к тем, кто любит ее. Не предаст ни отца, ни сумасшедшую свою няньку, которую случайно встретила в детском доме. Открывшаяся правда не сломит дочку маршала. Она станет сильнее и нежнее во взрослой жизни, и никакие самые жестокие обстоятельства не смогут помешать первому серьезному чувству.

фото: Анастасия Трошина

Это работа без постановочных излишеств, она проста, но выразительна и строга. После того, как в свет вышло много мощных, пронзительных произведений во всех жанрах об эпохе сталинизма, и мы узнали страшную, навсегда всех ранившую правду, говорить на эту тему бесстрастно стало невозможно. 

Новый спектакль, тем не менее, камерный и непритязательный, словно сделан для тех, кто еще ничего не слышал об этом времени. В нем есть какая-то школьная доступность, почти детская наивность, что, вероятно, не может быть недостатком, но все же очевидно несколько выхолащивает эмоциональный план восприятия.

фото: Анастасия Трошина

Скорее всего, именно от этого постановка эмотивно не дотягивается до самых звенящих от горькой несправедливости происходящего струн души. Возможно, сама по себе рассказанная история не самая ужасающая из всех, что относятся к времени полнейшего и неуправляемого бесправия сталинизма. Однако мериться накалом беззакония и беспредела в диких ситуациях этого исторического периода было бы тоже неверно.

фото: Анастасия Трошина

В самой драматургии спектакля заложены некоторые не раскрытые до конца темы, недосказанные характеры, неотвеченные вопросы. На первый план сюжета поначалу выходят две героини, но очень скоро Мира отступает в тень и далее развиваются лишь история и переживания Светланы. От этого образ Миры Уборевич остается в одной плоскости, а хочется понять, чем, какими внутренними ресурсами эта героиня собирается дальше держаться за жизнь в таких жестких обстоятельствах? Требование учительницы отказаться от отцов касалось обеих девочек. Но ситуация вдруг снова начала разворачиваться лишь вокруг одной Светланы, а Мире «повезло», до нее будто бы не дошла страшная очередь предательства.

Характеры второстепенных персонажей слишком узнаваемы, если не сказать — вторичны, в них нет своеобразия личности. Конечно, подобный подход может быть принципиальным, если автор пьесы хотела таким образом передать веяние времени, в котором требовалось быть как все, не проявлять своей индивидуальности.

фото: Анастасия Трошина

Некоторые герои вообще представляются лишними. Например, кто такая Катя (Диана Борина) и зачем она нужна? Неужели только для того, чтобы показать, что есть более слабые дети, способные отказаться от своего отца? 

История с нянькой Машей (прекрасная работа Ольги Тарасовой) тоже вызывает немало вопросов. Конечно, нездоровые психически люди могут до поры умело скрывать свое состояние, особенно, если они одержимы идеей мести, но все-таки трудно представить себе, что это было незаметно до такой степени, что больную женщину взяли няней к дочери видного военачальника.

фото: Анастасия Трошина

Спектакль бесхитростен и скромен во всем — от сценографии до прочих выразительных средств. Режиссер намеренно погружает зрителя в будничную повседневность тревожных лет, существовать в которых было опасно, но неизбежно. На временные этапы постановка разделена советскими песнями, приблизительно соответствующими году происходящего на сцене. Прием незамысловатый, зато очень внятный. 

Актерски работа достаточно крепкая. Приятно смотреть, как на нерастраченный энтузиазм и темперамент молодых исполнителей, так и на уверенное мастерство старшего поколения.

Без сомнения, спектакль на вечно волнующую всех нас тему, найдет своего зрителя. Где, как не в Театре Армии говорить о сталинизме? Говорить ясно, лаконично и драматично о юных и безгрешных, которые в чудовищную эпоху тоталитаризма сумели остаться самими собой и безропотно несли крест как грехов, так и светлой памяти своих близких.

URL List