Участники фестиваля «Уроки режиссуры». Джемма Аветисян

Джемма Аветисян – студентка пятого курса Новосибирского театрального института. Участник и победитель конкурсов «Осень драматурга» (в рамках НГТИ) и конкурса самостоятельных студенческих работ «Я». Режиссер читки по пьесе «Красная полынья» в рамках фестиваля «Новая книга» в Новосибирском государственном краеведческом музее. Лауреат XV международного Конкурса самостоятельных студенческих режиссерских работ при Театральном институте им. Б.Щукина (номинация «Лучшее сценографическое решение», 2017). Участник читки в рамках Фестиваля современной драматургии «Любимовка» на платформе театра «Старый дом», Новосибирск (пьеса «Пилорама плюс»). Участник Фестиваля новой немецкой драмы «Minifest» (театр «Старый дом», спектакль «Монстры крушат высотки»). На фестивале «Уроки режиссуры» представлен спектакль Джеммы «Нищий студент». Мы задали Джемме несколько вопросов о фестивале и о современном театре.

– Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» важен? Если да, то для кого – для зрителей, участников или просто как событие?
– Безусловно, фестиваль важен. В первую очередь для участников. Нам, молодым режиссерам, очень нужна поддержка – фестивальная, театральная. Здорово, когда дают возможность осуществить постановку в каком-то, пусть небольшом театре. Это хороший старт ап. И, мне кажется, что Биеннале – это замечательное начало, возможность на высоком уровне показать и проявить себя.

– Какой театр нужен современному зрителю?
– Современному зрителю нужен такой театр, который есть сейчас. А сейчас есть разнообразие театров, эстетик, жанров, направлений. И каждый может выбрать то, что ему по вкусу. Я считаю, это правильно.

– Как в разнообразии новой драмы и классики выбрать, что ставить?
– Я думаю, нет сильной разницы между новой драмой и классикой. Главное, чтобы там была мысль и история, которая тебя цепляет. А что это – телефонная книга или «Гамлет» Шекспира – уже не так важно, мне кажется.

– Как изменился язык театра за последние 10 лет?
– Мне кажется, что под словом «изменился» многие подразумевают «изменился к худшему». А я считаю, что за последние 10 лет театр изменился к лучшему! Он как цветок, который распустился, и у которого появились новые «лепестки» – молодое поколение режиссеров, в том числе и мы, участники «Уроков режиссуры». И главное – мы стоим на плотной, надежной «почве» – это наши великие учителя и традиции русского театра.

– Чего сейчас не хватает в театре?
– В театре сейчас не хватает доверия к молодым режиссерам. Хочется, чтобы у нас было больше возможностей.

– Какую миссию несет театр сейчас? 
– Как бы мы не скрывались под просвещением или развлечением, все-таки самое главное – это то, что испытывает зритель. Его впечатления, эмоциональное воздействие спектакля на человека. 

В чем уникальность театра – он способен давить на бессознательные вещи. А бессознательное не напрямую подключено к сердцу, к разуму, ко всему. Вы можете посмотреть спектакль, а понять, о чем он, спустя неделю, месяц или год. Например, когда с вами случится подобная история, или вы вдруг осмыслите то, что видели некоторое время назад. Иногда, мне кажется, что театр не здесь и сейчас. Он сейчас и на потом.

– Что Вы ставите «во главу угла» в своих спектаклях?
– Во главу угла в своих спектаклях я, наверно, ставлю артистов. Потому что, то, как они иногда делают свою работу, – это нельзя описать никаким словами. Это сверх мастерства. Это из сферы необъяснимого и неуловимого… Никакой свет, никакой звук не способен так проникнуть в тебя, как фраза, сказанная с точной интонацией, какой-то взгляд, жест, состояние… Тогда чувствуешь, что театр – это живой, настоящий организм. Это прекрасно и это самое главное.

– Насколько сильно различается театр столиц (Москва, Санкт-Петербург) от театра регионов?
– Театр в столице от театров в регионах отличается в первую очередь финансированием. Уровень актерского мастерства и профессиональная оснащенность – одинаковая. По крайней мере, я сужу по нашим новосибирским театрам – «Красный факел», «Глобус», «Старый дом». Они нисколько не уступают ведущим театрам Москвы.

– Какое собственное достижение в режиссуре Вы считаете наиболее значимым на данном этапе?
– Если мне удалось раскрыть артиста, показать таким, каким его еще никто не видел или каким его не привыкли видеть, то я считаю это своим достижением. Это большого стоит, если честно. Большого труда, потом большого успеха, большой критики и больших, конечно, эмоций.

– Что бы Вы посоветовали начинающим коллегам-режиссерам?
– Я бы посоветовала постоянно работать. Репетировать, искать материал, который никто до вас не трогал, не делал. Быть в постоянном поиске и в постоянной реализации результатов этого поиска. Постоянно делать на практике: изучать и проверять, изучать и проверять. Больше никак ты профессии не научишься. Ничто не даст тебе больше мастерства, чем изучение и практика.