Блеск и нищета Парижа, бесконечно влюблённые, но невыносимо несчастные молодые люди, неизмеримое вдохновение и глубокая тоска. Одно из лучших сочинений великого итальянского композитора Джакомо Пуччини опера «Богема» звучит в театре «Новая опера», и по красоте и глубине с этой постановкой мало, что сравнится. Создатели спектакля поразмышляли о художнике и творчестве, о любви и счастье. И сделали это завораживающе красиво.
Либретто «Богемы» написано по роману французского писателя Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1851), рассказывающем об обитателях Латинского квартала Парижа. Герои – безмерно талантливые, но невыносимо бедные творцы: поэт, художник, музыкант и философ. Им нечем уплатить за жильё и нечем разжечь огонь в камине, но они молоды, задорны и готовы веселиться несмотря ни на что.
Один из них, поэт Рудольф, влюбляется в соседку Мими, которая оказывается неизлечимо больной, и жестокая судьба не даёт молодым людям шансов на будущее. А художник Марсель связался с ветренной красоткой Мюзеттой, и их жизнь – череда приятных эпизодов и ожесточённых склок. Смерть Мими в финале оставляет глубоко несчастным Рудольфа, но даёт шанс Марселю и Мюзетте разрешить себе быть счастливыми. Она – повод задуматься, стоит ли причинять боль любимому человеку, когда жизнь так скоротечна.
Творческая группа в составе режиссёра Георгия Исаакяна, художника Хартмута Шоргхофера, дирижёра-постановщика Фабио Мастранжело перенесла действие в Париж 1940-х годов. Война закончилась, жизнь восстанавливается, много надежд и планов на будущее. Действие начинается зимой, накануне Рождества, и ещё до начала первого акта на занавесе мелькают сцены из городской жизни, слышен стук каблучков, гомон улиц.
Сценография подчёркивает маленькую жизнь героев на фоне необъятного мира: из окна скромной каморки-жилища поэта и художника видна панорама Парижа с Эйфелевой башней, а рождественские гулянья проходят прямо около неё, и ощущение, что люди ничтожны по сравнению с этой махиной. Здесь веселятся и грезят о будущем успехе Марсель и Рудольф с друзьями. Их отношения пронизаны преданностью, сплочённостью, тем, что принято считать «настоящей мужской дружбой».
Появление женщин в их жизни неважно. Они ищут музу, которой ничего не нужно, которая будет сама по себе, не мешая таланту творить и добиваться признания. Режиссёр подчеркнул этот факт «раздвоив» в спектакле Мими. Мы видим двух девушек – пышущую здоровьем, лёгкую и воздушную Мими и болезненную, едва таскающую ноги. Рудольф замечает только первую, полностью отключившись от реальности. Его друг Марсель, закатывающий скандалы Мюзетте в приступах ревности, тоже словно выходит из партнёрских отношений. Он хочет единолично обладать предметом своей страсти, но как и чем живёт девушка, его не волнует.
Финал действия решён неожиданно – герои встречаются через 30 лет в белоснежной галерее, где только что закончилось luxury-мероприятие. Рудольф и Марсель стали богатыми и знаменитыми, но своего отношения к женщинам не изменили, по-прежнему ставя своё творчество выше них. Смерть Мими у всех на глазах отрезвляет, но время нельзя повернуть назад.
Музыка Пуччини придаёт действию трагизм вселенского масштаба. Солистам удаётся передать характеры своих героев: Рудольф – вдохновлённый страстью и жаждущий успеха мужчина, Марсель – обобщённый образ яркого прямолинейного красавца, Мими – несчастная «серая мышка», Мюзетта – знающая себе цену кокетка. Прекрасно в спектакле сделаны хоровые и массовые сцены: рождественские гулянья, уличные музыканты, атмосфера светской вечеринки.
«Богема» была написана Джакомо Пуччини за восемь месяцев. Первое представление состоялось 1 февраля 1896 года в Турине (Италия) Teatro Regio, дирижировал Артуро Тосканини. Первая реакция публики была прохладной, но уже через год постановка в Палермо прошла успешно. В России премьера «Богемы» состоялась в 1897 году, в этом заслуга Частной оперы Саввы Мамонтова. В настоящее время «Богема» – одна из самых исполняемых опер в мире. Премьера в Новой опере состоялась 4 декабря 2015 года в рамках музыкального фестиваля Василия Ладюка «Опера Live».