Почти два года в России действуют новые нормы, регулирующие права режиссёров-постановщиков театров. И хоть режиссёры не уравнены правами с авторами, права исполнителей и смежные права теперь действуют более эффективно, защищая интересы постановщика в большей мере, чем то может показаться на первый взгляд. О правах режиссера рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.
Любому режиссёру, впрочем, как и театру, приглашающему к себе специалиста, или же заключающего договор с штатным сотрудником, стоит помнить о ряде нововведений. Главенствующим из которых стоит определить неприкосновенности постановки.
За режиссёром-постановщиком закреплено право на неприкосновенности постановки при публичном исполнении. Для обеспечения нормального функционирования театра и реализации режиссёром этого права на практике стоит вносить в текст договора следующие пункты:
– указание на то, что именно и при каких условиях может быть осуществлено без согласования с правообладателем;
– порядок согласования изменения постановки;
– что именно не может быть сделано театром ни при каких условиях.
Таким образом можно прописать условия ввода нового актёра и его характеристики, необходимо ли при этом присутствие режиссёра-постановщика, участвует ли режиссёр в выездном показе спектакля или присутствует ли на показе постановки в рамках фестиваля.
У административного руководства театра могут возникнуть опасения насчёт неприкосновенности постановки: не будет ли режиссёр ставить ультиматум театру, если например, по техническим причинам (смена сцены, замена сценического оборудования и прочее) декорации немного сдвинут, актёры заменят слова или просто сыграют спектакль не по указанному хронометражу. Чтобы избежать подобной ситуации достаточно подробно расписать основные технические условия для показа спектакля как на стационарной площадке, так и на выездной.
Закон же на эту тему говорит просто: должна сохраняться узнаваемость спектакля. Поэтому в договоре можно прямо прописать, что изменения, осуществляемые театром в рамках художественной разумности и возможностей театра при сохранении узнаваемости постановки спектакля не должны считаться нарушением постановки.
Прописав в договоре чётко все интересующие пункты, можно аккуратно ограничить требования режиссёра в пределах разумности и обезопасить на случай чрезвычайных ситуаций, предоставив им возможность производить некоторые экстренные изменения, опять же, при сохранении художественного замысла и сохранении узнаваемости постановки зрителем.
В рамках договора театр должен получить от режиссёра-постановщика разрешение на публичное исполнение постановки. В документе указываются условия, на которых это право предоставляется: возмездно или безвозмездно, при присутствии режиссёра-постановщика или в его отсутствие и т.п.
Что касается возмездного показа, то стороны в таком случает могут договориться о выплате гонорара или поспектакльных выплатах, возможны также сочетания различных форм выплат. Размер и порядок выплат должен быть отражён в договоре. Любые изменения, уменьшения или новые требования закрепляются обеими сторонами в дополнительном соглашении.
Показ спектакля на сцене театра, несомненно должен осуществляться с разрешения режиссёра-постановщика, однако не стоит думать, что такое разрешение надо спрашивать перед каждым показом, достаточно получить его по договору единожды на все последующие показы.
Кроме того, в договоре стоит отразить, что режиссёр-постановщик даёт согласие на показ спектакля на выездных площадках, а также не выступает против создания видео-версии постановки и её трансляции как в интернете в режиме офф-лайн, так и в режиме он-лайн в сети и кинотеатрах.
Стоит помнить, что любое условие, любой важный факт, который кажется существенным театру и режиссёру, стоит прописывать в договоре обязательно. Уже давно не является странным вариант договора в двадцать и более листов – это не пустая трата времени, это качественно составленный документ, предусматривающий подробное указание прав и обязанностей каждой из сторон. Иногда это позволяет избежать суда и штрафных санкций.
Более того, театру и режиссёру стоит помнить и о том, что после подписания акта с формулировкой «стороны не имеют претензий к срокам и качеству выполненной работы» ни одно исковое заявление, связанное с качеством постановки не будет удовлетворено в суде ни в какой инстанции.
Также стоит помнить о том, что неимущественное право режиссёра-постановщика действует бессрочно, а вот право на публичное исполнение – пожизненно, но не менее 50 лет, то есть может достаться наследникам. 50-летний срок начинает отсчитываться с 1 января года, следующего за годом первого публичного исполнения спектакля. Следовательно, если премьера состоялась 27 марта 2019 года, то срок отсчитывается с 1 января 2020 года.