Живёт себе обычный мужчина Панкратов, ходит на работу, пьёт пиво, смотрит телек, ругается с женой, матерится через слово. Всё в жизни понятно, стабильно, рутинно, и менять он ничего в ней не собирается, всё устраивает. И тут бац! Анонимное письмо в почтовом ящике на его имя с объяснениями в любви, да ещё и от мужика! Мир перевернулся, стабильность рухнула, жизнь наполнилась тревогами, подозрениями, размышлениями. Как с этим жить, представили в Театре.DOC в спектакле «Кто любит Панкратова?», режиссёр – Игорь Стам.
В основе постановки пьеса Дмитрия Карапузова. Идея спектакля по ней принадлежала художественному руководителю Театра.DOC Михаилу Угарову (1956-2018), однако он не успел её реализовать. Игорь Стам изначально должен был участвовать в спектакле как актёр, однако в 2019 году решил выступить постановщиком.
Режиссёр показал своего Панкратова (Виктор Кузин) типичным российским обывателем, живущим пусть от зарплаты до зарплаты, но без особых потрясений и проблем. Кругозор Панкратова настолько узок, что он даже не знает, кто такая Татьяна Ларина. Сильных эмоций он не испытывает, тёплых чувств ни к кому не питает. Это зона комфорта! Приходящие любовные анонимки заставляют героя нервничать, юлить перед супругой, раздражаться. Хотя, казалось бы, в жизнь ведь пришла любовь! Пусть и таким вот корявым способом. И отчего бы ей не заиграть новыми красками?
Но нет, чувства и мысли Панкратова вертятся лишь вокруг темы гомосексуализма и поисков отправителя. Он внезапно начинает замечать вокруг всё связанное с геями: и болтовню из телевизора, и новые картинки эротического содержания в подъезде, и необычное, на его взгляд, поведение прохожих, и, как ему кажется, косые взгляды знакомых и коллег. Время идёт, а Панкратов становиться более агрессивным, более замкнутым, более одиноким. Любовь незнакомого человека не только не разбудила в нём позитивных эмоций, но не вызвала даже мысли, что любить – это прекрасно, любить – это просто, любить – это нормально.
Как настойчиво эта любовь пытается достучаться до сердца Панкратова, гениально обыграно с помощью обычного холодильника – места, куда люди заглядывают как минимум один раз в день: открывается дверка, льётся голубой свет (прямой намёк на однополые отношения), приятным голосом зачитываются послания. Но реакция Панкратова всегда одна и та же – будто он привидение увидел. Это отлично удаётся актёру Виктору Кузину.
Интересно удалось представить квартиру Панкратова – работающий телевизор, реплики жены, лязг открывающейся двери доносятся из комнаты рядом со сценой, и возникает ощущение, что находишься действительно в многоквартирном жилом доме. Стоящие же непосредственно на сцене предметы быта Панкратова не ограничивают действие лишь его жилищем. Стоит актёрам выйти на авансцену лишь с металлической заводской деталью в руках, и мы уже на работе у Панкратова. Если нужно герою прогуляться гараж или сходить в гости – помогает видеопроекция.
Стоит оговориться, что количество нецензурной лексики в постановке превышает привычное слуху типичного зрителя. Но из песни слов не выкинешь – не может такой Панкратов разговаривать высоким литературным языком. Поэтому – только мат, только хардкор!