25 ноября театр «Модерн» представил зрителям премьеру спектакля «Кладбище понтов». Небольшое, красивое, трогательное повествование о предательстве и достоинстве, о преданности, любви и прощении.
Когда-то драматург Рина Ю написала крошечный сценарий для мультфильма. Затем переработала его в короткую пьесу.
«Все знакомые и люди в театре сказали, что это нельзя поставить, а я, как в фильме «Служебный роман», ответил: «Если нельзя поставить — надо брать». Мне интересно поставить мультфильм на сцене. И мы сделали спектакль легкий, ироничный. Про все наши грехи» – рассказал на пресс-конференции постановщик Юрий Грымов.
Кто не помнит, как в детстве мы заглядывали в глаза своим игрушкам и отчетливо понимали, что они живые, что их нельзя выбросить на помойку, даже если у них выпал глаз, оторвалась лапа? «Куда уходит детство», а вместе с ним безгрешность и вера, незнание предательства и чуткость к чужой боли – об этом спектакль, проникающий до глубинных точек души.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/11/dscf4572-min.jpg)
Окраина большого города, полигон с печальными руинами высоких башен. Их разрушила не война. Они такие же, оставленные людьми, как и брошенные на этой, очевидно, не официальной, а самостийной стоянке, дорогие автомобили. Прежде престижные иномарки верой и правдой служили своим владельцам, но судьба была жестока с ними: оказавшись ненужными, машины очутились на арктически-холодном «острове погибших кораблей» – «кладбище понтов» бывших хозяев. В автомобили класса премиум превратилась почти вся труппа театра.
До поры до времени обездоленным, но все еще полным витальной силы автомобилям, жилось не так уж плохо. За ними присматривал и ухаживал Аркаша (Владимир Левашев) –владелец и сторож забытого богом «кладбища» железных коней. Он собрал их здесь, чтобы спасти, отремонтировать и сделать музей «Созвездие Брошенных Машин». Может быть, он единственный во всем городе, кто слышит их разговоры, видит в осиротевших машинах душу и преданность, для кого они живые. Не потому ли Аркадий просит парнишку, пришедшего за запчастью для авто, сыграть машинам на гитаре?
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/11/kp-arot-1-min.jpg)
Они выезжают из темноты на звуки музыки, ослепляя светом фар. Они внимают жадно, ведь так давно никто не включал внутри магнитолу, так давно никто не говорил им ласковых слов! Перевоплотиться в автомобиль – занимательная идея, ее выражение обязано быть правдивым от марки до цвета. На сцене актеры-машины различимы по никелированным шильдикам и выразительным костюмам с намеком на национальную идентичность. Окончательно оживить железного друга, снабдить его характером, вдохнуть в него трепетную сущность помогает блистательная игра всех исполнителей.
Автомобили вспоминают своих владельцев обиженно, горько: «Люди, вы – твари!», но все-таки ждут, что за ними вернутся, как ждут хозяев в приюте бездомные животные. Они помнят лучшие времена и кичатся друг перед другом происхождением, количеством лошадиных сил, но, главное, подвигами во имя владельцев!
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/11/geo_5319-min.jpg)
Как высоко вознеслись люди в сознании своей исключительности на Земле. Как часто право жить и чувствовать они признают только за собой. Им даже невдомек, что их дорогой четырехколесный транспорт в борьбе за свою жизнь может возжелать мести и задумать каверзную аварию. Замыслить от отчаяния, но не воплотить потому, что даже машины могут быть лучше, чем люди, потому что и у железного дровосека есть сердце.
Мудрая и благородная японка Тойота (Анна Каменкова) плачет о любимом хозяине, которого она спасала не раз. Они были преданы друг другу до самого конца. Теперь, в благодарность за дружбу, она спасет от гибели и всех остальных автовладельцев, на самом краю удержав друзей по несчастью от страшного поступка.
Мощный и надёжный BMW (Алексей Баранов) с болью рассказывает свою историю: он был готов служить и любить, но его первая хозяйка не ответила взаимностью, а потом о нем и вовсе забыли.
Немец Майбах (Александр Жуков), нервный и дерзкий, предпочел убить свою владелицу, чем увидеть её нравственное падение.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/11/geo_4192-min.jpg)
Еще один немец, негласный предводитель и вдохновитель железной компании – Мерседес (Юрий Анпилогов). Купленный студентом для понтов перед сокурсниками, он носит кожаный офицерский плащ времен третьего рейха, склонен к пафосным речам, бестрепетному плану убийства автоводителей и германской сентиментальности.
Хендай (Александр Горелов) – говорливый, как все таксисты южанин, выбивается из высокородной компании крутых тачек, но добродушно сносит насмешки товарищей по несчастью.
Неудачника Ягуара (Юрий Соколов) вообще никогда не любили, его брали в аренду, чтобы «понтануться».
Грустно танцует Додж (Андрей Давыдов): он так хотел спасти хозяйку, но не сумел. И все в его облике – безутешная боль и грусть.
Блестящий Бентли (Александр Толмачев), деловой Лексус (Константин Конушкин), пугливая юркая Ламборгини (Марианна Канивец) – абсолютно все осознают холодным зимним днем, что за ними больше не вернется Аркадий, не придет никто, кроме утилизаторов. Люди наводят порядок в своем мире, избавляясь от лишнего. От судеб, от горячих сердец-моторов, от бывших друзей. От тех, кто родился на свет железным, но умеет простить и стать ангелом-хранителем для всех, кто в пути.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2020/11/geo_5516-min.jpg)
Музыкальной темой спектакля стала песня «Машины», созданная солистом группы «Танцы Минус» Вячеславом Петкуном на стихи известного поэта Ильи Кормильцева. Пронзительная, точная, она меткой стрелой попадает в стилистику и атмосферу спектакля, а они переменчивы. Туманный серый свет, жутковатые «каменные гости» – руины и непрошеные гости – люди. Это в их тусклом мире живут люминисцентно-яркие автомобили, способные на сильные поступки и высокие чувства. Может быть поэтому захлебывается сердце от живописной и статичной кульминационной сцены спектакля. Они, навсегда красивые и броские, прижались друг к другу под тихо летящим снегом. Броские и брошенные. Одинокие. Любящие. Верные.
Что если бы вещи могли говорить, и хозяева услышали свои авто? Режиссер и художник Юрий Грымов раскрывает не только философию человеческой души, но и наделяет душой автомобили: «Я всегда стараюсь своими фильмами, спектаклями, напоминать всем вам и себе, что мы – хорошие люди. Если мы будем это говорить друг другу, то мы будем становиться лучше. В спектакле мы прежде всего говорим о людях через машины и чувства».
Авторы: Дарья Евдочук и Александра Кучумова