Очень многие наши читатели могут с уверенностью назвать себя любителями театра, кто-то причислит себя к заядлым театралам, знающим об этом деле, кажется, всё. Довольно сложно предположить, что театр, представляемый его гостями начинающимся с вешалки и заканчивающимся невероятным зрелищем в зрительном зале, на самом деле, как и прочие учреждения культуры, берёт своё основание с документов, законов и положений. Пока у театра нет Устава или иного документа, регламентирующего его деятельность, он подпадает разве что под определение любительского. Но всё это кажется далёким и неинтересным для зрителя – пока не возникают вопросы об их правах и обязанностях.
Всё просто: после покупки билета на спектакль, между зрителем и театром возникают правоотношения, в которых зритель – потребитель услуги, а театр – их поставщик. С этого момента у каждой из сторон появляются права и обязанности, регламентируемые законами и внутренними положениями учреждения культуры.
С июля 2019 года при продаже билетов театр, как и другие учреждения культуры, обязали выдавать чек о совершённой операции покупателю. Так, при покупке одного билета на спектакль покупатель получает билет и чек. Некоторые учреждения культуры попыталась объединить чек и билет в один документ, что, в принципе не противоречит закону, но является несколько непонятным хотя бы с той стороны, что чек может со временем высветиться, да и подарить купленный билет в виде чека явление спорное – поэтому, в случае приобретения билета в подарок, лучше купить его на официальном сайте.
Если театральный кассир или кассир билетной кассы отказывается выдать чек или же заявляет, что чек и билет есть один документ, то стоит обратить внимание, указано ли в чеке название спектакля, дата показа, время, ряд и место – если данная информация присутствует, такого чека будет достаточно. Если же нет – стоит звать администратора театра.
Чек не выдаётся покупателю только в двух случаях: если билет был куплен через сайт (тогда на почту придёт билет и электронный чек) и если билет был приобретён у распространителя. В последнем случае при необходимости можно потребовать отправки отсканированной версии чека на почту или последующей его передачи.
Если же в театре в случае возврата билета откажутся осуществить возврат без чека, то это прямое нарушение прав потребителя – если у покупателя нет чека, он есть у театра: налоговый накопитель и билет имеют один чек, более того, товар подлежит обмену и возврату исключительно при наличии товара – в случае с театрами товаром является билет, но никак не чек.
При этом театр имеет полное право отказать в возврате билета, если покупатель придёт с чеком и без билета – когда сам чек не содержит элементы билета.
Кроме того, изменены и условия возврата билетов. Основы законодательства о культуре строго прописывают правила проведения возврата, тем самым ограничивая как рынок спекулянтов, так и недобросовестные театры, ранее запрещавшие возврат билетов вопреки нормам Закона о защите прав потребителей. Так, в случае решения отказаться от похода в театре, покупатель получит при возврате:
— при обращении за 10 и более дней до дня проведения спектакля – 100% стоимости билета;
— при обращении за 5-9 дней до дня проведения спектакля – 50% стоимости билета;
— при обращении за 3-4 дня до дня проведения спектакля – 30 % стоимости билета.
— при обращении менее, чем за 3 дня до проведения спектакля стоимость не возвращается.
В случае отказа от посещения спектакля в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью покупателя либо смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником, возврат билета осуществляется в соответствии с правилами и условиями, установленными Правительством РФ. И вот тут как раз возникает вопрос, в течение какого времени происходит возврат билетов в этом случае? – такой информации нет ни в одном законе и принятом положении, соответственно, остаётся на решение самим театром. Разумеется, такой срок не может быть меньше 10 дней – 1 месяца.
Нельзя вернуть билеты, приобретённые в рамках социальных программ, утверждаемых театром – следовательно, билеты, купленные по акции, не возвращаются.
Основанием возврата билетов может быть замена спектакля – в этом случае можно либо вернуть деньги, либо получить билет на выбранный ранее спектакль на другую дату, либо согласиться с заменой. А вот изменения в актёрском составе не являются причиной возврата билетов, если иное прямо не прописано в нормативных актах учреждения культуры.
Театр действительно начинается с вешалки: уже при сдаче верхней одежды в гардероб возникают обязанности гостя: сдать исключительно верхнюю одежду, без зонтов, пакетов и больших сумок, не потерять выданный номерной жетон. Если последний был утерян, то, согласно положению театра о гардеробе и хранении в нём вещей, зритель должен уплатить штраф за пропажу. Размер штрафа и условия выдачи одежды при отсутствии номерного жетона определяются нормативными документами театра. Если таковых нет, действуют нормы Гражданского кодекса, в этом случае размер уплаты за утерю жетона должен соответствовать строгому правилу расчёта.
Неоспоримым является традиционное для всех театров правило запрета входа в зал зрителей после третьего звонка. В этом случае билеты вернуть нельзя. При разрешении администрации и возможностей зрительного зала опоздавших могут посадить на свободные места на балкон. После окончания первого акта зрители могут занять купленные места.
Особая рекомендация для зрителей от всех театров остаётся неизменной: смотреть на возрастные ограничения и не приводить на спектакль детей младше указанного возраста. Разумеется, театр оставляет за собой полное право не пустить на спектакль для взрослых ребёнка десяти лет. И родители в этом случае теряют право жалобы и не могут оспорить данный факт, если они знали о возрастном ограничении.
Таким образом, зритель и театр имеют строго регламентированные права и обязанности, которые позволяют сохранять порядок в деятельности учреждения культуры.
Автор – Валерия Маламура