Многие театры после продления нерабочего времени и запрета на проведение массовых мероприятий стали заниматься поиском альтернативных возможностей финансирования: платные онлайн-трансляции, мастер-классы, донаты и пожертвования.
И если с платным оказанием услуг всё достаточно понятно, то с донатами и пожертвованиями возникает много правовых споров, начиная от оформления данной процедуры, заканчивая получением денежных средств и составлением отчётностей при их необходимости.
Стоит начать с того, что донат и пожертвование – совершенно разные понятия.
Донат – это дар, необлагаемый доход. Дарение, согласно ГК РФ, возникает в связи с отсутствием встречного обязательства. Так, если театр выложил видеоверсию спектакля и предложил зрителям оставить донаты, то фактически бесплатный зритель самостоятельно примет решение, посмотреть ему видео спектакля бесплатно или же отблагодарить театр, отправив по системе деньги.
Донаты собирать можно как на Youtube, так и в «Вконтакте». Для сбора донатов достаточно не нарушать два основных правила:
1. Не указывать цену, если предлагается гостю (зрителю) ресурса оставить донаты.
2. Если донаты планируется брать за показ спектакля или проведение мастер-класса, не стоит писать о необходимости покупки билетов – слово «покупка» и любые производные слова от него или слова, содержащие определение приобретения билетов для просмотра, расцениваются как купля-продажа и не могут быть приняты налоговым органом как дарение. Более того, если за такой донат зрителю не будет выдан чек, доход будет обложен и НДС, и налогом на прибыль, так как уполномоченный орган не будет проинформирован о такой покупке, а за её совершение не будет выписан бланк строгой отчётности.
Пожертвование же является актом добровольной передачи денежных средств на достижение социально-значимой цели. Если театр собирает пожертвования, и нет разницы, при показе спектакля, проведении иного мероприятия или просто, разместив информацию о возможности поддержки, должно быть обязательно указано, на что пойдут полученные средства.
Информация об этом может быть представлена в виде приказа, размещённого на официальном сайте, в виде договора оферты или просто в виде информационного письма, обращения коллектива к зрителям и поклонникам театра – последнее целесообразно использовать только негосударственным театрам. Нельзя ставить минимальную сумму пожертвования – её может определить банк, но никак не театр. Только жертвователь может остановиться на конкретной сумме, которую он готов передать театру, иначе такое пожертвование может быть расценено как получение прибыли.
Кроме того, если зритель получает доступ к видео мероприятия только после обязательного благотворительного пожертвования (носящего не добровольный характер), ему отправляется чек – НДС такие средства не облагаются, а вот налогом на прибыль обязательно.
При использовании в объявлении слов «пожертвование» или «благотворительное пожертвование», театр должен иметь соответствующий приказ о сборе пожертвования, вести обособленный учёт денежных средств, переданных по договору пожертвования, и составить отчёт об использовании указанных денежных средств, доступный как налоговой, так и жертвователям. Пожертвование должно быть добровольным.
Чтобы сбор пожертвований был законным, необходимо соблюсти следующие правила:
1. Выпустить приказ о сборе пожертвований и указать цели сбора.
2. Составить положение о сборе, договор оферты или подробный документ о целях сбора пожертвований, порядке отчёта, а также указать, что пожертвование является добровольным в любом размере, но исключительно в рублях.
Если сбор пожертвований объявлен на официальном сайте театра, то возможно просто указать расчётный счёт, необходимые платёжные реквизиты, а также назначение платежа «благотворительное пожертвование».
Если денежные переводы проводятся через специальную систему платежей, то необходимо заключить договор с агентом, который будет принимать такие платежи, а затем отправлять их на расчётный счёт учреждения. В таком договоре обязательно прописывается, что денежные средства принимаются как благотворительное пожертвование. Агент за такую работу возьмёт процент. Виджет агента разместит его сотрудник, который так же будет контролировать процесс работы системы.
Кроме того, если государственный или муниципальный театр собирается заключать такой договор с агентом-банком, например, Сбербанком, необходимо первоначально определить, какой расчётный счёт открыт у театра. Так, если открыт только зарплатный, необходимо написать заявление казначейству – только после того, как казначейство разрешит открыть другой расчётный счёт, будет возможно сделать это либо в банке, где открыт основной, либо в другом, если это будет прописано в разрешении.
При работе в социальных сетях, например, «Вконтакте», возможно наличие собственной платёжной системы. Так, переводы «Вконтакте» настраиваются в настройках оплаты. Провайдером платёжных операций VK Pay выступает РНКО «Деньги.Мэйл.Ру». Чтобы подключить VK Pay в качестве средства платежа, необходимо заключить договор с РНКО, там также стоит прописать целевое назначение средств и механизм их отправки жертвователями. Денежные средства будут поступать на расчётный счёт учреждения.
Нельзя, чтобы пожертвования приходили на расчётный счёт физического лица, это является прямым нарушением, даже если после получения средств уполномоченное лицо переведёт их на расчётный счёт учреждения.
Автор – Валерия Маламура