В этом году 92-я церемония «Оскар» перевернулась с ног на голову. Впервые в истории премии главный приз получил фильм не на английском языке. И не только главный приз. Фильм «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо взял сразу четыре «Оскара» в номинациях: «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший иностранный художественный фильм». «Паразиты» действительно блестящая работа, но не ей одной славен Пон Чжун Хо.
Фильмы этого режиссера объединяет невозможность классификации по какому-то определенному жанру. Во всех картинах смешаны и социальная сатира, и черная комедия, и семейная драма, и жуткий триллер, и прочие жанровые построения (за исключением совсем уж сладкой мелодрамы). Но лейтмотивом всех работ все же является классовое неравенство.
«Я не великий специалист по жанрам и их условностям. В Корее есть такой термин — «случайный танец», когда ты двигаешься в такт музыке, но абсолютно беспорядочными, случайными движениями. И чтобы так танцевать, не нужно знать историю танца, особенности разных мировых стилей — ты просто слушаешь свое тело. Мне кажется, я примерно так снимаю кино» – говорит режиссер.
Еще одной особенностью Пон Чжун Хо является то, что он говорит на острые темы без прямых обвинений. Он обрисовывает ситуацию с разных сторон и предлагает зрителю самому решать, кто прав, кто виноват, и какие действия привели к такому финалу. А финал всегда неоднозначный.
Европейскому зрителю, вероятно, стоит начать знакомство с творчеством этого режиссера с фильма «Сквозь снег» – первой двуязычной картины Пон Чжун Хо, вобравшей в себя поистине звездный (и привычный) состав: Крис Эванс, Тильда Суинтон, Оливия Спенсер, Джон Херт, Люк Паскуалино.
Картина рассказывает о недалёком будущем, когда вследствие ошибки ученых, на Земле наступил ледниковый период. Выжившие люди остались только в поезде, едущем по закольцованной вокруг земного шара железной дороге. В первых вагонах, конечно же, с комфортом расположились богачи, а в хвосте – бараки, в которых царит нищета. Восстание неизбежно.
Еще одна двуязычная картина Пон Чжун Хо «Окча». История о борьбе маленькой девочки с огромной корпорацией, создавшей генно-модифицированных свиней огромных размеров, якобы с целью накормить всех голодных. Свинок должны вырастить фермеры из разных стран. И самая большая и красивая свинка вырастает в корейских горах у старого фермера и его внучки. Корпорация забирает свой продукт, но девочка не собирается отдавать лучшего друга.
Злодейку снова играет Тильда Суинтон (даже двух злодеек), а лицемерного любителя животных Джейк Джилленхол в абсолютно карикатурном воплощении. Интересно, что в этом фильме режиссер обличает не только капитализм, для которого нет ничего святого, но и противостоящих ему всевозможных активистов и зоозащитников, ведь у них «на войне все средства хороши». У «Окчи» не было международного кинопроката, только стриминг на Netflix, благодаря которому фильм увидели зрители во всем мире.
О восходящей звезде корейской кинорежиссуры заговорили в 2003 году после выхода картины «Воспоминания об убийстве», сюжет которой основан на реальной истории. В период с 1986 по 1991 годы в корейском городе Хвасон орудовал маньяк, насиловавший и убивавший женщин. Расследование не давало результатов, но было самым масштабным в истории страны, а число подозреваемых составило 21280 человек.
В центре фильма двое детективов, которые пытаются не раскрыть преступление, а закрыть дело, вешая вину на любого подозреваемого, под пытками заставляя его признаться. Но все меняется после приезда столичного детектива, который действительно настроен найти виновного. В этом фильме впервые появляется актер Сон Кан Хо, ставший впоследствии своего рода талисманом режиссера, и сыгравший в четырех его фильмах, включая «Паразитов». Интересно, что в реальной жизни серийного убийцу нашли только в 2019 году.
Пон Чжун Хо, помимо множества премий международных фестивалей, побил рекорд кассовых сборов в Корее, выпустив в 2006 году хоррор-боевик «Монстр» (переведенный у нас как «Вторжение динозавра»). Этот фильм собрал на родине рекордные 60 миллионов долларов и привлек в кинотеатры почти 11 миллионов корейцев.
История начинается на военной базе, в лаборатории которой безответственные ученные принимают решение утилизировать химикаты в реку Ханган. В результате в реке заводится чудовище, которое однажды вырывается наружу. Фактически Пон снял для корейцев свою «Годзиллу» – национальный блокбастер, в котором обычная семья вынуждена противостоять не только монстру, но и государству, скрывающему свои чудовищные ошибки.
От фантастических монстров режиссер переходит к «монстрам» в человеческом обличие. Фильм «Мать» практически повторяет фабулу «Воспоминаний об убийстве». В небольшом провинциальном городке убита девушка. Полиция хватает самого беззащитного парня – деревенского дурачка. Мальчик нищий и помогать ему никто не собирается. Кроме матери, которая не верит обвинениям и сама пытается быть и детективом, и адвокатом. Эта картина вышла у режиссера тревожной и грустной, иногда абсурдной, а иногда потрясающе красивой. История одиночества и материнской любви, не знающей границ, но скованной социумом и государственной машиной.
Об оскароносном фильме «Паразиты» сказано уже, наверное, все что можно. Так что ограничимся мнением, что четыре статуэтки он получил не зря.
Биографическая справка:
Пон Чжун Хо родился 14 сентября 1969 года в городе Тэгу, Южная Корея. Вырос в творческой семье: отец Бонг Чжун Хо занимался графическим дизайном, а дед Пак Тайвон был известным писателем.
Интерес к кинематографу Пон Чжун Хо начал проявлять в средней школе. Несмотря на явную предрасположенность к визуальному искусству, он по настоянию родителей поступил в Университет Йонсей в Сеуле, на факультет социологии. Отдав тем самым дань родителям, по окончании университета, молодой человек прошел двухлетнее обучение в Корейской академии киноискусства. За время, проведенное там, снял много короткометражных фильмов, а его дипломные работы были показаны на международных кинофестивалях в Ванкувере и Гонконге. Дебютировал в полнометражном кино в 2000 году фильмом «Лающие собаки никогда не кусают».