Театр «Ромэн» может и должен гордиться своей уникальностью. Он единственный в мире, его возраст приближается к внушительной цифре девяносто. «Ромэн» — дитя своего времени. В тридцатые годы стремление не оставить без внимания ни одну народность молодой советской страны породило идею создания театра, где кочевой народ мог бы существовать оседло, представлять свою культуру и свой язык. Первые представления шли исключительно на цыганском языке.
Сегодня «Ромэн» собирает в своем зале не только истинных почитателей цыганского искусства, но и желающих увидеть зрелище живое и экзотичное. Визитной карточкой театра вот уже сорок с лишним лет является шоу «Мы — цыгане». На этом фантастически красивом спектакле-концерте можно познакомиться не только с культурой, но и с историей древнего народа.
Не удивительно, что работа над такой важной постановкой потребовала участия одного из основателей театра Ивана Ром-Лебедева и художественного руководителя, народного артиста СССР Николая Сличенко. Авторы привлекли к созданию костюмов знаменитого модельера Вячеслава Зайцева. Костюмы и общая колористика сценографии поражают тонкой гармонией цвета, в которой нежные, пастельные тона переливчатых материй создают впечатление великолепного сияния. Спектакль до краев наполнен светом и яркостью красок, что является одной из важных составляющих цыганской культуры.
Действие складывается из двух отделений. Цыгане — народ загадочный, о его происхождении можно спорить. Начало спектакля красиво и неожиданно. Под светом одинокой звезды возникает из темноты фигура человека, одеяниями и видом напоминающего Христа. Затем на сцене появляется человек с посохом, ведущий за собой людей, как Моисей вел свой народ по пустыне. Эти две картины очевидно намекают на глобальное интегрирование цыганского народа в общемировое пространство и культуру. Затем начинается подлинная история народа, берущая начало в Индии и Египте. Однажды цыгане отправились оттуда бродить по миру вслед за солнцем.
Везде, где появлялись голосистые, черноволосые красавцы-цыгане, они брали от местных частичку их традиций, песенной и танцевальной культуры. Это все передано в спектакле зажигательными танцами разных народов и чудесным пением. Актрисы искусно перевоплощаются в Клеопатру, Кармен, Эмеральду — самых знаменитых цыганок мировой истории и литературы.
Ко второму отделению пестрый табор, который изображает вся труппа театра, докочевал до российских просторов и осел там, приспосабливая свою историческую и культурную уникальность к всепоглощающей цивилизации большой России. В девятнадцатом и первой половине двадцатого века цыганское пение, хоры, романсы становятся неотъемлемой частью не только российского праздника, но и каждодневности. Цыгане пели и танцевали в трактирах и помещичьих усадьбах, украшали театральные постановки, свадьбы и гуляния.
Слушать романсы цыганских исполнителей — особенное удовольствие, поэтому во второй части спектакля артисты выходят на сцену с самыми известными песнями и романсами на русском языке. Поют и танцуют артисты «Ромэна» с такой заразительной энергией, что зрителям трудно усидеть в креслах: аплодисменты и подпевки из зала сопровождают концерт до самого конца.
Главный козырь блестящего цыганского шоу — великолепное «живое» пение под наигрыш гитар и скрипок. Музыканты-виртуозы не покидают сцену ни на минуту. Чистые, мощные голоса заполняют зал целиком и оставляют ощущение соприкосновения с большой певческой культурой.
Редкий спектакль имеет столь продолжительную жизнь. Хочется, чтобы шоу продолжалось и еще долгие годы вело к познанию традиций и искусства людей, которые веками живут рядом с нами и давно стали частью нашего многонационального общества.