Более двадцати лет на сцене Театра Антона Чехова живёт спектакль «Ужин с дураком». Подобное сценическое долголетие редко встречается среди «комедий положений», особенно если они идут на сцене антрепризного театра. В чем кроется залог успеха? Неужели бесхитростная французская пьеса способна столько лет смешить искушенную столичную публику?
Адаптированный сценарий французского кинорежиссёра Франсиса Вебера, известного экранными комедиями («Игрушка», «Невезучие», «Папаши»), изобилует курьёзными ситуациями, заложниками которых становятся корыстолюбец Пьер и простачок Франсуа. «Смех – единственная награда комедиографа!», – утверждает Франсис Вебер, рассматривая смех как неотъемлемую часть культурного диалога. Сюжет «Ужина с дураком» известен во всем мире, ведь пьесу ставили в Англии, Испании, Германии, Италии, Турции, Израиле, Японии… В одном из интервью автор признался, что ни одну сценическую версию он не видел, потому что боится: «Вдруг мне не понравится и я буду в печали?..»
Режиссёр Леонид Трушкин скрупулёзно следует всем правилам классического театра, не опошляя сюжет и не искушая зрителей внешними спецэффектами. Главным в его спектаклях всегда остаётся актёр в тонко разработанном рисунке роли. В первоначальной версии 1998 года на сцене играл звездный дуэт Геннадия Хазанова и Олега Басилашвили. Сегодня роли распределены между актёрами, которые нисколько не уступают известностью своим предшественникам.
Помпезная просторная гостиная, стены которой утопают в картинах – бессменное пространство, где стремительно разворачивается сюжет. Хозяин апартаментов, успешный издатель, приглашает чудаковатого Франсуа Пиньона на необычный ужин. Суть традиционных забав парижских буржуа заключается в том, что каждый участник должен привести на ужин… дурака. Тот, чей идиот окажется самым убедительным, выигрывает приз. Пьер уверен, что одержит долгожданную победу, ведь его дурак – наивысшего «сорта»! Но, приступ жесточайшего ревматизма вынуждает предприимчивого издателя остаться дома. Пока он корчится от боли, на пороге появляется тот самый дурак. И вот тут-то всё идет не по плану…
Франсуа Пиньон – уникальный комический персонаж, ставший прототипом множества веберовских киносценариев и пьес. В трактовке Федора Добронравова этот герой выглядит особенно обаятельным. Конечно, можно заранее предположить каким будет этот «дурак», ведь всем известный Иван Будько из сериала «Сваты» стал узнаваемым шаблоном. Заразительный смех, ужимки сутуловатой фигуры, невозмутимое младенческое выражение лица, утрированная буфонность… Но это только внешний чертёж, который теряет свою магнетическую силу без продуманного развития. Федор Добронравов сумел прочувствовать в образе «дурака» внутренний слом трагикомического. Актёр отыскивает конфликт не в судьбе Франсуа, а в его душе. Что же касается юмора, то он у Федора Добронравова выдержан в стилистике всемирно известных исполнителей – Паоло Вилладжо, Пьера Ришара, Робина Уильямса. Это улыбчивый, но с грустными глазами клоун, который благодаря своему простосердечию срывает гламурную маску с физиономий богачей.
Фёдор Добронравов не скупится на детали – жеманство, парящая походка, мягкие движения, лёгкость жеста и непосредственная инфантильность… Но за невнятными бормотаниями его Франсуа скрывается прекрасный и хрупкий внутренний мир! Каждый несуразный проступок раскрывает что-то драматическое, где «погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех!» Ведь в финальном монологе дурака нет осуждения или упрёка, горького разочарования, нет безысходности. Дурак находит спасение в кротком прощении своего обидчика. Такова его внутренняя природа, неудобная и опасная в наш виртуальный век, где вместо «благодарю», вам в лучшем случае вышлют смайлик… Леонид Трушкин огибает остроконечные камни трагедийного подтекста, отфильтровывая на сцене светлый, добрый юмор.
Дуэт Фёдора Добронравова и Бориса Дьяченко – это эмоциональный костяк, на который наращивается вся мускулатура спектакля. Актёры работают искренно, не оставляя никому шанса равнодушно игнорировать шутки французского фарса. Борис Дьяченко удачно иллюстрирует натуру успешного дельца Пьера, вызывая к нему симпатию и снисхождение. Особое мужское обаяние и внутренняя деликатность актёра делают персонаж живым, ярким, интересным. С приближением развязки, харизматичного Пьера накрывает волна отчаяния, высвобождающая из-под панциря корыстолюбца человеческие страхи. А повод для переживаний у него есть – из-за ужинов с «дураками» его счастливый брак трещит по швам… Залихватская удаль, с которой этот Пьер борется за возвращение супруги (актриса Екатерина Власова), усиливает азартный дух спектакля. Борис Дьяченко ощущает двойственность веберовской мысли – да, этот Пьер ужасен и да, этот Пьер так похож на каждого из нас, пытающегося вырвать из рук судьбы самый сладкий кусочек пирога. Но динамика современного мира, переполненного эгоизмом и страстями, не оставляет ему шанса сохранить наивность, открытость, доброту.
Особенно смешными становятся сцены, где Пьер пытается «репетировать» с дураком, заставляя его дословно повторять за собой текст. Все его старания тщетны, ведь простодушие Франсуа не имеет границ! Телефонные переговоры лишь усугубляют положение брошенного супруга… Забавными персонажами, усиливающие комический окрас спектакля, становятся совестливый Лёблан (Борис Шувалов), «ненормальная нимфоманка» Марлен (Любовь Тихомирова) и Шёваль (Александр Юшин). Они сделаны будто эскизно, неброско, но точно попадают в общую интонацию. Ещё одним важным действующим лицом выступает музыка композитора Марка Минкова. Эта лёгкая мелодия сразу врезается в память, становится живым выражением идеи освобождения как от душевной скудности, так и от мещанской грязи.
Постановка Леонида Трушкина – это образцовая комедия, которая когда-то войдёт в энциклопедию знаковых театральных постановок на отечественной сцене. Сильные эмоции режиссер умудряется извлекать самыми простыми и незатейливыми средствами. «Ужин с дураком» можно смотреть как мелодраматическую серию комедийного скетча, а можно – как фарс, где в притчевой манере рассказывают о главном, о любви к ближнему…