Приглашённый в ТЮЗ им. Брянцева режиссёр Антон Оконешников планировал дилогию по Пушкину: «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о золотом петушке». Но карантин помешал: в итоге премьера второй части отложилась, а первую таки выпустили в преддверии зимы, когда чего-то волшебного хочется всем. Всем, кроме чиновников! К сожалению, новые декабрьские ограничения отодвинули детские спектакли на обочину стремительно скудеющей культурной жизни Петербурга. Но эта постановка явно заслуживает того, чтобы надолго остаться в репертуаре.
На что это похоже?
Большую сцену ТЮЗа Оконешников называет мини-аэродромом и говорит, что её освоение потребовало нестандартных графических и композиционных решений. Пространство работает вширь и вглубь, спускаемые сверху проекционные экраны поясняют, уточняют и иллюстрируют, трюки с вращением просто и понятно показывает разное (от пути Гвидона через остров до плаванья Царевны-Лебеди вдоль берега) — и вообще, на сцене постоянно что-то движется, меняется, пересобирается. Выходит по-сказочному пёстро, нескучно и причудливо — в духе компьютерных инди-игр. В том числе и благодаря художественному оформлению: костюмы и декорации отсылают одновременно к технике детского рисунка, эстетике конструктивизма и лубку с оттенком «клюквы» (от штриховки под березки до будённовок и матрёшек).
За музыкальное сопровождение отвечает живой оркестрик, прекрасные тюзовские актёры раскатисто поют, всё время что-то при этом делая… Оконешников хотел уйти от традиционной сказочной «акварельности» — и преуспел: получилось ярко, бойко и дурашливо. Вменить действию можно разве что высокий темп, в котором тонет множество слов, непонятных нынешним детям: что значит «понесла»? Кто такие «пава» и «сватья»?.. Даже будучи сокращён и разбит для удобства на озаглавленные эпизоды, канонический Пушкин за час с лишним способен измотать ребёнка и постарше шестилетки.
Возрастной рейтинг вскоре после премьеры поменяли с 6+ на 9+ — и не зря: некоторые сцены вышли по-настоящему пугающими! Например, бомбёжка на фронте у Салтана или плаванье царицы с сыном в бочке. Хотя здесь всё зависит от душевной организации каждого конкретного ребёнка. В конце концов, сейчас они, закалённые масскультом, как будто покрепче нас в их возрасте. Вон и со «Счастья» Могучего выходят довольные, и совсем не снится им ночами гроб со скелетом, который сваливается с колосников и повисает, зловеще рассыпав лежащие внутри игрушки.
Зачем это смотреть?
Несмотря на всё вышесказанное, отзывы о спектакле в стиле «испоганили классику» и «как так можно с Пушкиным» вызывают недоумение, потому что Пушкина здесь встряхнули и обыграли, но совершенно не исказили. Поэтому «Сказка о царе Салтане» вполне подходит для соприкосновения детей с первой в их жизни ипостасью «нашего всего» (при условии объяснения непонятных слов и малоактуальных реалий).
Спектакль Оконешникова отвечает ещё одному важному критерию качественного прочтения сказки: родителям его смотреть тоже интересно. Хоть и хочется порой в ужасе выключить взрослое восприятие. Оставим в стороне довольно очевидное раздражение на слабовольных мужчин, за которых всё делают сильные женщины, здесь есть кое-что более трагичное! Судите сами: сказку о славном царе и его сыне-богатыре мама рассказывает мальчику, который скучает по папе. Тот уехал далеко и надолго, туда, куда ему не позвонишь и не напишешь. И о чём малышу говорит эта сказка? О том, что когда папа отделяется от прочей части семьи океаном и совсем своим сыном не интересуется — во всём виноваты козни неприятелей. И если долго заманивать папу чудесами и благами, он обязательно вернётся. Разглядишь такое в тексте с детства знакомом и даже родном — позавидуешь хохочущему рядом второкласснику. И захочется сморгнуть быстро-быстро и опять поверить в чудо.