Детская книга американского писателя Лаймена Баума вышла в свет в 1900 году, а позже была талантливо пересказана Александром Волковым. Именно его версия под названием «Волшебник Изумрудного города» получила огромную популярность среди советских детей. Сегодня история путешествия девочки Элли и её верного пёсика Тотошки уступает другим героям в виде Гарри Поттера. Вернуть добрую сказку с невероятно интригующим сюжетом попытался коллектив «Балет Москва».
Спектакль «Волшебник страны Оз» соединяет сказки Баума и Волкова. Вместо Изумрудного города здесь виртуальная реальность, рисующая необычные пейзажи и размытые пространства. Через «пиксельный трафарет» на голой площадке воссоздаётся сюжетная линия. Такой ход придаёт постановке очевидной символичности, но отнюдь не условности! Хотя, конечно, на первый взгляд, именно так и может показаться. Но в традиционных декорациях здесь нет никакой надобности, ведь экран создаёт рисунок места действия, а исполнители через лексику тела пересказывают текст. Современная хореография со смелыми пластическими этюдами и поддержками вытесняет вербальное общение, выстраивая диалог с маленькими зрителями через визуальную канву. А она здесь яркая, наполненная, сочная и эмоциональная! К такой беседе скорее готовы дети старшего школьного возраста, а не заявленная категория 6+. Ведь от них требуется максимальное внимание и сосредоточенность. Действие на сцене часто будто застывает во времени, иллюстрируя красоту, а не поток трансформаций.
Хореографы Анастасия Кадрулева и Артём Игнатьев приблизили путешествие Элли к формату компьютерной игры, где для того, чтобы вернуться домой нужно пройти все уровни. Анастасия Пешкова ловко воплощает тонкости эмоциональных колебаний своей маленькой героини. Миниатюрная, с широко распахнутыми глазами и очаровательной улыбкой – она сразу покоряет, заставляя сопереживать. С её драматической наполненностью может сравниться только Андрей Остапенко в образе Страшилы. Их дуэт не забывает «играть», не ограничиваясь исключительно пластической выразительностью. В постановке задействована прекрасная массовка, которая превращается в жителей страны Оз, Жевунов и Миргунов… Они часто перетягивают внимание на себя, ведь каждый из них интересен и ярок по-своему. Не всегда можно считать, кто перед нами, но настроение они передают с удивительной точностью.
Музыка Мурата Кабардокова и костюмы Дмитрия Разумова лаконично перехлёстываются, соединяясь в общий гармоничный рисунок. Мелодия то стремительно несётся, передавая ощущение странствия, то вдруг застывает в какой-то медитативной форме. И тут-то яркие краски перенимает на себя костюм. В любой детской постановке это важная составляющая, поскольку внешность героя должна не только выворачивать «наизнанку» его нутро (положительное или отрицательное), но и выглядеть жизнеспособным, то есть таким, каким его рисует детская фантазия. Чего только стоит серебристый костюм Дровосека (Михаил Киршин) или косматый, но изысканный облик Льва (Эдуард Ахметшин)! Кроме них, Элли и Тотошка (Андрей Тихонов) повстречают саблезубых тигров (Роман Мустафин, Тимур Загидуллин, Семён Ильин), Летающую обезьяну (Роман Мустафин), Волшебниц (Диана Мухамедшина, Евгения Гончарова, Ирина Лобкова, Валерия Саввина). Важным действующим героем, без которого невозможно представить эту работу, становится свет, превращённый в руках Максима Бирюкова в неотъемлемый пазл. Без этого пазла всё разрушится быстрее самого хлипкого карточного домика, мимо которого нечаянно пронесся какой-то непоседа.
Выбрав путь осовременивания, Анастасия Кадрулева и Артём Игнатьев не забыли о главном – о волшебстве, без которого невозможно представить сказку! А их постановка – это именно сказка, переложенная на сложный, неповторимо красивый язык тела. С первой минуты забываешь, что перед тобой пустая сцена и белый экран. Плотное сосуществование музыки, света, пластики и энергетики молодых исполнителей рисует динамичную историю, которую ты будто прочитываешь, бесшумно перелистывая страницы любимой книги…