Опасность, романтика и итальянские страсти! Прохладным зимним вечером в Новой Опере было жарко! Здесь в рамках Крещенского фестиваля представили «Пирата» Винченцо Беллини в концертном исполнении – первое сочинение великого композитора, созданное им в сотрудничестве с лучшим итальянским либреттистом того времени Феличе Романи. «Пират», исполненный впервые в 1827 году в «Ла Скала», сделал композитора знаменитым, а для Новой Оперы это произведение – память об основателе театра Евгении Колобове (1946-2003). Ведь благодаря ему это сочинение впервые в советские годы было исполнено на языке оригинала.
Евгений Колобов обнаружил клавир и фрагменты партитуры «Пирата» в библиотеке Мариинского театра. Создав свою редакцию и оркестровку оперы, он представил её в концертном варианте в большом зале Ленинградской филармонии в 1984 году. Спустя пять лет «Пират» в постановке Колобова появился в репертуаре Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. И вот в 2021 году к 75-летию со дня рождения маэстро сочинение прозвучало в стенах созданного им театра.
В основе либретто «Пирата» – трагедия Чарльза Роберта Метьюрина «Бертрам, или Замок святого Альдобранта». Изгнанный с Сицилии граф Гуальтьеро жаждет мести: его противник герцог Эрнесто, используя силу и власть, вынудил стать своей женой Имоджене – возлюбленную Гуальтьеро. Желая поквитаться, Гуальтьеро становится главарём пиратов, организует нападение на остров, однако терпит поражение. Хитростью он получает приют в замке своего врага, где тайно встречается в бывшей невестой, уговаривая её бежать с ним. Но Гуальтьеро не удаётся миновать встречи с Эрнесто. Её финал ужасен – Эрнесто убит, а Гуальтьеро приговорён к смерти за своё преступление.
Представить себе сицилийское побережье XIII века, замок Кальдора, морские баталии, бури на море и бури в сердцах помогала проекция на экранах (автор видеопроекции Виктория Агаркова). В изображениях легко было можно узнать героев, погрузиться в атмосферу их эпохи, а также следить за развитием сюжета: сменяющиеся кадры не давали потерять нить повествования даже не знающим либретто и не следящим за субтитрами.
В музыкальной драме чувствовались переходы от романтики к опасности, от надежды к отчаянию. Неблагосклонность судьбы к героям и их неистовое желание любить сталкивались в отдельной битве на фоне сюжетных баталий. Благодаря ярким образам, созданным солистами, и чудесному исполнению сложных вокальных партий было сложно оказаться вне сицилийской трагедии. Ведь через пение раскрылись целые характеры: горячая кровь Гуальтьеро (Дмитрий Корчак), нрав победителя Эрнесто (Павел Янковский), трепетное сердце Имоджене (Ирина Костина). Романтически-трагический колорит действия не удался бы без чудесного хора и бесподобного оркестра Новой Оперы под управлением дирижёра Андрея Лебедева. Раздававшиеся аплодисменты были похожи на овации зала-тысячника, хотя заполняемость зала в театре сейчас 50 процентов.