28 января в Театре Олега Табакова состоялась премьера спектакля Сергея Газарова «Мольер, avec amour» по пьесе Булгакова «Полоумный Журден». Спектакль-праздник, как назвал его художественный руководитель театра Владимир Машков, кажется, сочетает в себе все направления «радостного» искусства: он кипит и бурлит постоянным движением, буйством красок, спецэффектами, танцами, пением, и, конечно, юмором.
Спектакль «Полоумный Журден» уже был в репертуаре театра в 80-х, и тогда Сергей Газаров играл роль Журдена. Теперь, уже в качестве режиссера, он возвращает спектакль, точнее его новую версию, на сцену театра.
Первым удивлением для зрителя становятся актеры, которые еще до начала спектакля присутствуют на сцене.
Пока публика рассаживается в зале, настороженно поглядывая в их сторону, они, еще без костюмов, переговариваются, разминаются, репетируют и делают вид, что ничего особенного не происходит. Не привыкший к такой непосредственности зал, даже после предложения режиссера не стесняться в проявлении эмоций, старается вести себя сдержано, но уже к середине первого акта вся сдержанность улетучивается.
И не удивительно, ведь это театр в театре. Зритель попадает прямо в центр актерской кухни, в мольеровскую труппу накануне спектакля, стоящего на грани срыва, потому что Мольер заболел. Теперь Журдена придется играть актеру Бежару (Михаил Хомяков), который, к тому же, сам распределяет остальные роли. Аврал, паника, шум, гам, беготня, и никто не уловил тот момент, когда спектакль уже начался.
Мгновенная смена действий и образов – одно из неоспоримых достоинств спектакля. Вот мы видим на сцене Михаила Хомякова, дающего урок фехтования: этакого благородного рыцаря в строгом черном наряде. И через минуту он уже нелепый и смешной Журден в гигантском припудренном парике и малиновых панталонах.
Шоу несется на всех парах, проскакивая в крутящиеся двери с портретами Мольера и Булгакова, и притормаживая практически на коленках у зрителя в конце «языка» подиума, рассекающего зал.
Модный показ, вплетенный в идею спектакля, заслуга художника по костюмам Марии Боровской, создавшей поистине умопомрачительные образы персонажей. Звезда показа мод – госпожа Журден в исполнении Александра Фисенко. Его выходы в потрясающих нарядах становятся «гвоздем» программы, а органичное существование в них заставит позавидовать даже самую отъявленную модницу. Под стать великолепной работе художника по костюмам – работа гримеров. Макияж госпожи Журден – произведение искусства. Он настолько прекрасен, что даже борода актера не вызывает диссонанса.
Значительную часть постановки занимают вокально-танцевальные интермедии, демонстрирующие актерскую физическую подготовку высокого уровня. Со спектаклем работала команда профессионалов: фехтовальные номера поставили мастера европейского исторического фехтования – братья Виктор и Олег Мазуренко; латиноамериканские танцы – многократный победитель чемпионатов России и мира – Елизавета Дивак-Никовская; восточные танцы и танец живота – чемпионка мира Анна Жлудова.
Да-да-да, в спектакле есть и танец живота, ведь во втором акте зрителя ожидает приезд фальшивого турецкого султана, задуманный возлюбленным дочери Журдена. Глядя на то, как двигаются в танце Яна Сексте, Арина Автушенко и Наталья Качалова, можно подумать, что они занимались этим всю жизнь. Интересно, что НЕ может сделать в театре Яна Сексте? Кажется, такого не существует.
Все многообразие способностей актеров Театра Олега Табакова не укладывается во временные рамки спектакля, поэтому по его завершении публику ожидает afterparty: чечетка, современный танец, дефиле, а Павел Шевандо и вовсе споет оперную арию.
Заявленный Владимиром Машковым спектакль-праздник получился именно таким: динамичным, смешным, ярким, наполненным неожиданными образами и, кажется, всеми видами сценического искусства. Такой витаминный заряд и правда необходим изрядно измученным годовым карантином и зрителям, и артистам.