Можно ли прочувствовать спектакль, если не видишь ни декораций, ни актёров? Конечно, если сам становишься его частью, пусть даже на ощупь! Независимая команда Арт-чердака «Мамин театр» (Дарья Витан, Василиса Гапоненко, Максим Неделко) предоставляют такую возможность на иммерсивном спектакле «Дорогой дневник», созданном при поддержке Всероссийского общества слепых. Спектакль существует в мире звуков, запахов, прикосновений — всего, кроме зрения. Следуя за историей, зрители своими руками создают опыт, который остаётся с ними надолго, поскольку меняет привычную перспективу. А самое главное: он погружает в детское ощущение любопытства по отношению к большому, чудесному, неисследованному миру.
Когда зрители заходят в зал и садятся в два длинных ряда напротив друг друга, на местах уже дожидаются плотные маски для сна: с фиолетовым космическим принтом или с проекцией «Звёздной ночи» Ван Гога. Их цвета настраивают на красоту, и воображение дорисовывает красочные картинки весь следующий час. Зрители надевают маски на глаза (в сочетании с современным пандемическим требованием носить ещё и медицинскую маску это даёт удивительный эффект: под тканью можно отключить лицо и полностью погрузиться в происходящее) — и спектакль начинается.
Сюжет условен — это мозаика эпизодов из жизни девочки-подростка. Она ходит в школу, препирается со старшим братом, слушает, как занимается музыкой назойливый сосед по подъезду, застревает в лифте с дружелюбным незрячим дедушкой, оказывается болельщицей на спортивных соревнованиях, приходит в контактный зоопарк и на урок рисования… Обо всём девочка рассказывает своему «дорогому дневнику», используя гибрид устной и письменной, литературной и неровно-бытовой сленговой речи. Конечно, зрители слышат и «записи», и мысли, и настоящие диалоги главной героини со всеми, кто ей встречается.
События, происходящие с девочкой, важны в спектакле в первую очередь как чек-поинты, на каждом из которых зрители могут получить новый опыт и узнать что-нибудь на тему жизни без зрения. Факты биографий музыканта Рэя Чарльза или поэта Эдуарда Асадова встречаются с возможностью потрогать таблицу Брайля и нащупать буквы своего имени. Звуки толпы побуждают болеть за невидимых лыжных гонщиков так, будто смотришь на них с трибуны. Запах выпечки с корицей погружает в уютное расслабление, а дождевая морось провоцирует спрятаться под воображаемый навес. Самые вовлекающие эпизоды не только интерактивны, но и коллективны. В один момент зрители оказываются на уроке рисования и под диктовку пробуют воспроизвести на листах А4 «Мишек в сосновом бору». Инструкция кажется чёткой, преподавательница звучит строго и требовательно, но невозможность до поры до времени увидеть результат собственной живописи позволяет отпустить внутреннего критика и просто получить удовольствие от приключения.
В другом эпизоде главная героиня и её новый друг — конечно, незрячий — оказываются в контактном зоопарке. Зрителям раздают разные мягкие игрушки и призывают озвучить доставшихся животных. Понятно, что собака лает «гав», а змея шипит «ш-ш-ш», но попробуй-ка отличи на ощупь, кто у тебя — котёнок или кролик! Игра с новыми правилами — не подглядывать — включает зрителей всех возрастов и позволяет совершить удивительные открытия о, казалось бы, хорошо знакомом мире.
Несмотря на очевидную инклюзивную повестку, спектакль делает ставку не на сложную рефлексию о социальных проблемах, а на ощущение совместного лёгкого и весёлого приключения. Он информирует, а не проблематизирует, даёт попробовать, а не читает лекцию. И всё это — в игровом, слегка наивном, заботливом и безопасном стиле. Даже тем, кто никогда не задумывался о жизни незрячих людей, эта тема после спектакля станет немного ближе, а стало быть, им будет не страшно встречаться с ней снова, размышлять, спрашивать. Именно такое, живое и ненавязчивое погружение в социально значимые вопросы приводит к неравнодушию, потому что лично прожитое увлекательное приключение сильнее десятка правильных, но общих слов.