Дорога к самому себе. Спектакль «Ходжа Насреддин» в Театре Наций

5 февраля на малой сцене Театра Наций состоялась премьера спектакля «Ходжа Насреддин». Это первый опыт театра в жанре кукольных постановок и театральный режиссёрский дебют продюсера, кинорежиссёра и сценариста Тимура Бекмамбетова, который, по его словам, «много лет мечтал рассказать историю Ходжи Насреддина, талантливого и парадоксального персонажа, который всё переворачивает с ног на голову».

Талантом переворачивать все с ног на голову обладает не только Ходжа, но и Тимур Бекмамбетов, ведь тот знакомый кукольный театр, к которому привыкло большинство зрителей, в этом спектакле превращается практически в полноценную кинематографическую работу.

Фото: Ира Полярная

Пространство сцены действительно напоминает экран, но не плоский, а суперсовременный, как говорят «с эффектом присутствия». Расходятся ажурные створки, как в любимой передаче «В гостях у сказки», и зритель буквально «ныряет» в атмосферу восточного базара, на площади которого парит в воздухе Ишак, пойманный в плен перевесившей его арбой.

Фото: Ира Полярная

Ишак, озвученный Евгением Мироновым, – главный герой спектакля. Он рассказывает историю не столько о Ходже Насреддине, сколько о переменах в собственном сознании, связанных с решением последовать за странным мудрецом. Этот персонаж напоминает всеми любимых анимационных героев: ослика из «Шрека» и коня Юлия из цикла «Три богатыря». Эмоций в нем через край: он пытается разгадать странные формулировки Ходжи, осознать новое для себя понятие – свобода, и освоить совершенно другие представления о мире.

Фото: Ира Полярная

Язык не поворачивается назвать Ишака куклой, он абсолютно живой, от ушей, с помощью которых он пытается взлететь, до кончика забавного хвостика. Благодаря мастерству актера Евгения Шавкунова, Ишак реагирует на малейшие интонации «своего» голоса, совершенно по-настоящему смеется и печалится, трясется от страха и мечтательно смотрит на звезды.

Фото: Ира Полярная

Автор этих потрясающих живых кукол, режиссер и художник-постановщик спектакля – Анна Викторова, художественный руководитель петербургского театра «Кукольный формат» («КУКФО»). Воплощенные ею образы персонажей максимально детальны и подвижны, а куклы Ходжи и Эмира Тимура удивляют не только самим фактом их мастерского создания, но и некоторым портретным сходством с актерами, этих персонажей озвучившими.

Фото: Ира Полярная

Ходжа Насреддин в исполнении дуэта Константина Хабенского (голос) и Максима Кустова (кукла) предстает в спектакле не совсем таким, каким мы его помним – неунывающим веселым обманщиком. В этой истории он скорее усталый и грустный пророк, из последних сил верящий в свои же сказки. Привычные трюки он проворачивает уже по инерции, без свойственного ему веселого любопытства. Однако он все еще остается тем Ходжой, за которым могут пойти и Ишак, и сам Эмир.

Фото: Ира Полярная

Жестокого Эмира, пытающегося завоевать весь мир озвучил Виктор Вержбицкий, а оживляет куклу актер Александр Третьяк. Закованный в доспехи, коварный Тимур тоже оказывается довольно печальным злодеем, потерявшим смысл и радость своего существования. Как утопающий за соломинку, он хватается за возможность прокричать «ку-ка-ре-ку» и отправится вслед за Ходжой в надежде обрести утраченное.

Фото: Ира Полярная

На все мужские метания и философствования довольно иронично смотрят героини спектакля: очаровательная Махаббат (голос – Чулпан Хаматова, кукла – Екатерина Малетина), грозная Фатима (голос – Инга Оболдина, кукла – Наталья Третьяк) и Кобылица (голос – Елизавета Боярская, кукла – Наталья Третьяк). Пока мужчины витают в облаках, женщины держат на своих хрупких плечах суровую действительность: стирают белье в речке, охраняют урожай, а некоторым, в буквальном смысле приходится возить на себе злобных эмиров.

Фото: Ира Полярная

Авторы пьесы – Тимур Бекмамбетов и Ильгиз Зайниев – не только наполнили сюжет новыми поворотами, но и забавно и уместно раскрасили текст легко узнаваемыми цитатами как из классических литературных произведений, так и из современных (и не очень) кинофильмов. Диалоги персонажей и общая философская направленность спектакля, несомненно, порадуют взрослую часть публики, а дети увидят классическую сказку с добрым героем, его смешным другом и обязательным злодеем, который, конечно же, будет побежден.

URL List