«Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича…» – эту излюбленную фразу из гоголевской «Женитьбы» мы вспоминаем всякий раз, когда перед нами встает проблема выбора, и не обязательно чего-то глобального, но и, казалось бы, в пустячных вопросах.
Вероятно, эту прекрасную фразу о том, как собрать себе жениха режиссер Юрий Грымов вспоминал при выборе материала. К Николаю Васильевичу Гоголю он добавил Антона Павловича Чехова («Предложение») и Александра Николаевича Островского («Женитьба Бальзаминова»). Эти произведения так или иначе касаются матримониальных тем, и их смешение получилось вполне органичным. Более того: если предположить, что кто-то (о, ужас!) прогуливал уроки литературы, то этому кому-то вполне может показаться, что спектакль поставлен по одной пьесе.
Те, кто сбегал с уроков в кино, вспомнят шедевры отечественного кинематографа: «Женитьбу» Виталия Мельникова со Светланой Крючковой в роли Агафьи Тихоновны, «Женитьбу Бальзаминова» Константина Воинова с Георгием Вициным и «Кое-что из губернской жизни», где Ломова сыграл Юрий Богатырев. В спектакле Юрия Грымова персонажи классиков как будто собраны в закоулках киностудии: они потихоньку таскали из костюмерных ненужные вещи, оставшиеся после съемок, напяливая на себя все подряд: и старинные камзолы, и современные подростковые футболки, и даже хоккейное обмундирование. И теперь эта колоритная компания во всей красе восседает на символе «Мосфильма» и ждет невесту.
Подколесин (Юрий Анпилогов), Яичница (Петр Ступин), Анучкин (Денис Игнатов) и Жевакин (Константин Конушкин) такие убогие, что думаешь: ребята, какая женитьба, вы о чем? Хотя, как мы знаем, это история совсем не про любовь, здесь только «каменный двухэтажный дом… флигеля два: флигель на каменном фундаменте, флигель деревянный…». Опознать представителя сильной половины человечества возможно, разве что, в Кочкареве (Алексей Багдасаров), но вот беда: ему-то как раз жениться и не надо.
Агафью Тихоновну жалко становится сразу, еще до ее появления на сцене. От этой компании, даже если попереставлять носы, ничего хорошего ждать не приходится. Она и не ждет. Агафья Тихоновна у Лолиты Милявской получилась трогательной и нежной, но никак не наивной. Все она заранее знает про этот сброд, пытающийся оттяпать домик в приличном месте и бесплатную прислугу.
Соблюдая правила приличия, она принимает у себя претендентов на руку (о сердце речь не идет), но, по большому счету, готова выпрыгнуть в окно вместо Подколесина. Она не делает попыток понравиться. Облаченная в грубые башмаки, спортивные штаны, выглядывающие из-под кружевной юбки и дырявый вишневый свитер с чужого плеча, Агафья Лолиты будто бы уже ничего не ждет, а на чудо и вовсе не рассчитывает. Ее окружает сплошной мусор (в прямом и переносном смысле), нафталиновые воспоминания, разбросанные по сцене ненужным хламом.
Этот хлам раздувает ветер, но никаких перемен он не несет, а лишь нагоняет туман вперемешку с ничего не значащей мишурой слов. Светскую беседу о природе и погоде ведут вынужденно, через силу, одна только сваха старается. Оно и понятно, профессия обязывает. Для того чтобы впарить простачку залежалый товар нужен недюжинный талант, а уж им сваха обладает в полной мере.
Однако Анастасия Светлова, играя эдакую разбитную даму, не ограничивается только одной ее стороной. Сквозь все эти свахины штучки видно искреннее сочувствие не только к Агафье, но и ко всем участникам этого балаганного сватовства. В силу своего опыта она четко видит будущее каждого, и никакой радости это видение ей не приносит. Кажется, попадись ей хоть мало-мальски достойный кавалер, она бы, на радостях, и денег за свою работу не взяла. Но с кавалерами беда, что с битыми временем, что с молодыми. Выскочивший из фильма 1964 года Бальзаминов (Сергей Аронин) едва ли не хуже, чем остальные претенденты вместе взятые. Глядя на него так и хочется крикнуть: «Иди работать!», и присовокупить еще несколько слов «с использованием местных идиоматических выражений».
Мужской взгляд Юрия Грымова на околобрачные проблемы получился, на удивление, очень женским. Любая девочка легко считает в спектакле все свои девичьи горести, как пустячные, так и глобальные. И, возможно, задумается, что вожделенный «замуж» как социальный статус абсолютно бессмысленен, особенно если у тебя есть Воловьи лужки. Быть с кем-то долго и счастливо стоит только по большой любви. А усталая Агафья Тихоновна, утопая в облаке из многометровой фаты, останется один на один с телевизором, и, совсем как Алиса Витальевна из «Покровских ворот» будет смотреть кино про счастливую жизнь.