«Ясная поляна», 1910 год… Лев Николаевич Толстой болен, и вот-вот его жизнь угаснет. Что происходит в усадьбе и семье писателя в это непростое время, лучше бы не знать никому. Но дом полон, слухи разносятся, а обстановка и внутри, и вне родового имения Толстых накаляется. Спектакль «Толстого нет» о последних месяцах жизни гения идёт в театре «Школа современной пьесы». Его поставил режиссёр Александр Созонов по пьесе Ольги Погодиной-Кузьминой, которая основана на мемуарах, документах, письмах.
Это история о том, как непросто быть частью семьи человека-феномена, к которому приковано внимание мировой общественности; о том, как успех и слава проезжают бульдозером по отношениям отцов и детей, мужей и жён; о том, что известность не защитит от склок и мелочности, интриг и козней; о счастье и несчастье, богатстве и нищете, духовности и бездуховности, вреде и выгоде.
Льва Николаевича Толстого на сцене нет. Его присутствие незримо, своим могуществом и безграничным талантом он загнал в узкие рамки свою жену и детей, и никак не прояснит ситуацию с наследством. Зритель наблюдает семью в ожидании катастрофы, когда право на издание нетленных произведений может стать народным достоянием, а сложившаяся обстановка разверзает пропасть между матерью и детьми, братьями и сёстрами.
Здесь нет главного героя – каждое действующее лицо значимо в раскатывании этого клубка семейных склок и обид. Стоит особняком всезнающий Владимир Чертков (Николай Голубев), последователь Льва Толстого, человек-опасность для семейного очага и наследства. Его винят в раздоре с отцом сыновья Толстого, но он видит каждого насквозь и будто ведёт всю эту историю, комментируя поступки и мысли домочадцев, засылая в тыл своего человека – юного секретаря Булгакова (Александр Сеппиус) – и оказывая влияние на дочь Толстого Александру (Татьяна Циренина).
Чертков боится лишь Софью Андреевну (Ирина Алфёрова) – жену, мать, сподвижницу, секретаря, хозяйку… Она, посвятившая всю жизнь своей семье и карьере литератора, достойный оппонент дельцу Черткову. Она может и приголубить, и уничтожить, и разрешить неразрешимое, и всё разрушить. Горюющая о прожитых годах, мужниных обидах, недостатке времени для себя, она, тем не менее, не может понять свою дочь Сашу, выбравшую другой путь и другую жизнь, совершающую ошибки и глупости. Но, утопая в противоречиях, Софья Андреевна и Александра не замечают своего сходства в главном – служении таланту Льва Толстого.
Этим не могут похвастаться сыновья Илья (Олег Царёв) и Лев (Павел Дроздов). Они осознают свою ничтожность по сравнению с великим отцом, бездарно тратят время и транжирят деньги. Они как коршуны слетелись в дом умирающего отца, чтобы не упустить выгоды, и отчаянно бросаются из крайности в крайность в попытке противостоять ненавистному Черткову.
Под ничем не подкреплённые подозрения Льва Львовича попадает друг Софьи Андреевны и врач семьи Сергей Иванович (Борис Вайнзихер), нейтральный наблюдатель, аналитик всего происходящего. Не сладко приходится и секретарю Булгакову: отправившись «на дело» в «Ясную поляну», он до безумия влюбился и сломал жизнь и себе, и своей возлюбленной горничной Кате (Ольга Грудяева) – светлой душе, безгранично преданной этому дому, выданной насильно замуж за пьяницу-кучера. Судьба Кати, избиваемой мужем, превратившимся в чёрта-Черткова, становится олицетворением судеб всей «Ясной поляны» – здесь все попали в западню и выхода нет.
Действие спектакля разворачивается во всём зрительном зале, разделённом на сектора, между которыми расположены несколько площадок. Здесь можно попасть и в столовую Толстых, и в сад, и в кабинет, очутится в закоулках большого дома, и переместиться за пределы усадьбы. При этом из любого сектора можно уловить эмоцию актёра и настроение эпизода, в этом помогает видео на экранах, развешанных везде. А наблюдает с потолка за всем происходящим всевидящее око Льва Николаевича Толстого.