Как можно влюбиться в интернете, испечь халяльный торт, отправиться за счастьем в другую страну и чем это может обернуться, расскажет спектакль «Финист Ясный Сокол» независимого театрального проекта «Дочери Сосо». Несмотря на сказочное название, это совсем не история с хэппи-эндом. Это спектакль-исследование о женщинах, отправляющихся из довольно благополучных стран к боевикам запрещённых вооружённых формирований: от чего они убегают и что хотят найти, как такое возможно в 21-м веке, осознают ли они возможные последствия.
Несколько лет назад на всю страну прогремела история студентки МГУ Варвары Карауловой, попытавшейся выехать к «жениху» в Сирию, на территорию, подконтрольную запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Студентку задержали на турецко-сирийской границе, вернули на родину, где она подверглась уголовному преследованию и получила реальный срок за попытку примкнуть к террористам. История Карауловой – одна из многочисленных, произошедших в последние годы с женщинами из разных стран, виртуально влюбившимися в вербовщиков и мечтавших сказку сделать былью.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/03/photo_2021-03-06_16-10-32-2-1024x683.jpg)
Спектакль Жени Беркович поставлен по документальной пьесе Светланы Петрийчук, основанной на материалах судебных процессов, интервью, дневниках, комментариях из интернета, посвящённых судьбам этих женщин. Пьесу режиссёр дополнила монологами, написанными актрисами-участницами спектакля (Наташа Горбас, Анастасия Сапожникова, Юлия Скирина, Мариэтта Цигаль-Полищук, Светлана Сперанская, Маргарита Толстоганова, Ира Сова, Наталия Сапожникова, Леоника Константинова) на основе материалов из открытых источников и личного опыта, в которых они поразмышляли о природе возникновения слепой виртуальной любви разных по социальному статусу женщин к далёким незнакомцам, даже подлинность фото которых невозможно никак подтвердить.
Перед зрителем предстают совершенно непохожие героини. Здесь и молодая успешная сотрудница салона красоты, и недолюбленная дочь, и имеющая множество претензий к мужчинам 47-летная самодостаточная женщина, и даже энтузиастка-журналистка, решившая, что так просто сможет съездить за репортажем в логово террористов. Однако их всех так или иначе объединяет совершенно невыносимое одиночество, прошлые разочарования, безуспешные попытки найти родственные души и ощущение «тыла», защищённости среди своих родных и близких, а также очарование красотой чужой культуры и обрядов. Они мечтают о погружении в это притягательное и неведомое, но ни одна из них не думает о том, что будет по прибытии в место назначения или неприбытии туда.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/03/photo_2021-03-06_16-10-32-3-1024x682.jpg)
Все героини, подобно Марьюшке из известной сказки из сборника Афанасьева, ищут в неведомых землях своих Финистов Ясных Соколов, но вожделенная встреча оборачивается жесткостью правоохранителей, сухостью судебных заседаний, личной несвободой, ещё более поломанной судьбой. И сами актрисы, перевоплощаясь из барышень с запудренными мозгами в равнодушных участников процессов или любопытных обывателей, показывают, как выглядит со стороны и с точки зрения Уголовного кодекса это бегство в рай. Ярким эпизодом в спектакле проходит блок комментариев из социальных сетей и блогов к новостям о таких Марьюшках. Из них сквозит нетерпимостью общественности, порицанием и насмешками, самым настоящим втаптыванием в грязь и без того несчастных и загнанных в угол людей.
![](https://teatrtogo.ru/wp-content/uploads/2021/03/photo_2021-03-06_16-10-32-1024x683.jpg)
Действие происходит в пространстве Боярских палат СТД. Здесь под кирпичными сводами разложено огромное лоскутное разноцветное одеяло (художник – Ксения Сорокина), где каждый лоскуток – отдельная история, уникальная судьба, но банальная ошибка. Это одеяло будто ковёр-самолёт должно взлететь и переместить красавиц к их принцам, но механизм изначально неисправен – и ковёр-самолёт становится лишь местом судилищ и исповедей, а также несбывшихся фантазий и грёз. Перемежающиеся с документальностью вставки об отношении к женщине в исламе, правилах ношения хиджаба и рецепты приготовления халяльной пищи сквозят романтикой и манят одетых в причудливые наряды (то ли из восточной сказки, то ли из фантастической повести) героинь в новый дивный мир, который рассыпается, не дав к нему даже прикоснуться.