В феврале этого года режиссер-постановщик Иван Поповски представил зрителям Театра Камбуровой премьеру музыкального спектакля-посвящения «TERRA ГУЭРРА. Каприччио». Работа над будущей премьерой длилась долго и кропотливо, а представленный на суд зрителя результат – дань уважения великому поколению гениальных людей.
Премьера спектакля задумывалась к 100-летию итальянского поэта, писателя, сценариста и кинорежиссера Тонино Гуэрры, но из-за пандемии встреча со зрителем состоялась только зимой 2021 года. Сложно назвать ту грань, которую не затронул бы талант итальянца. В разное время с ним сотрудничали Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Франческо Рози. С Россией Гуэрру связывают дружеские отношения с Георгием Данелией, Юрием Любимовым, Бэллой Ахмадулиной, Владимиром Наумовым и другими выдающимися людьми.
Мир, сотворенный гением Тонино Гуэрры наполнен поэзией, добротой и любовью к окружающему миру, как нельзя лучше ложится в репертуарную философию Театра музыки и поэзии. Особую пикантность спектаклю придает итальянская музыка: от народных шлягеров до великих произведений мировой культуры.
С одной стороны, Иван Поповски, словно паук, плетет сложный узор из многочисленных намеков и образов, где связующим звеном становится персонаж, воплощенный Еленой Камбуровой. С другой стороны, спектакль кажется легким, по-своему невесомым и созданным с большим трепетом к уходящей натуре.
Постановка соткана из многочисленных ассоциативных эпизодов, переносящих зрителя в эпоху итальянского кино 50-х и 60-х годов. Здесь много тонкого и изысканного юмора, увенчанного лирическими отступлениями Елены Камбуровой, в герое которой угадываются черты Тонино Гуэрры. В спектакле об этом не будет сказано ни слова, поэтому зрителю придется только выстраивать предположения.
Очаровательные сцены весны (на глазах у публики появляются цветы и влюбленные пары), ужина (сложная работа помощников сцены, сотворивших иллюзию живого стола), финал, уходящий в бездонное пространство сцены, соседствуют с ироничными режиссерскими вкраплениями, например, интермедии «Санта Лючия» или «Коломбино», каждая из которых переносит зрителя в наиболее яркие эпизоды итальянской культуры.
В постановке занят прекрасный вокальный состав: Елена Веремеенко, Анна Комова, Евгения Курова, Юлия Зыбцева, Алена Парфенова, а также Александр Кольцов, Данил Можаев и Алексей Костричкин.
Художник-постановщик Ирина Пинова создала очень точное пространство, своеобразный кубик Рубика, который в зависимости от фантазии режиссера придает каждой мизансцене уникальное, неповторимое сценографическое звучание. Сотрудники, обеспечивающие работу сцены, также становятся полноправными участниками режиссерской симфонии, ведь именно благодаря их труду артисты оказываются в самых неожиданных локациях, а режиссерские замыслы получают кинематографическую огранку.
Иван Поповски не просто режиссер – театральный живописец. Каждый созданный им спектакль – это живое полотно, имеющее свои особые законы и абсолютную идею пространства.
Автор: Ксения Кузнецова