Кто хотя бы раз не желал попасть в загадочное закулисье театра, проскользнуть в актерскую гримерную для встречи со своим кумиром или оказаться на минутку на сцене в свете софитов под рукоплескания толпы? Музыкальный комедийный спектакль «Коломба, или Бумажные розы» в петербургском театре «Буфф» искусно творит спектакль в спектакле и должен особенно трепетно отозваться в душе истинных театралов.
Главные герои пьесы Жана Ануя — юная супружеская пара Жюльен и Коломба. Мужу-музыканту предстоит обязательная военная служба, и он скрепя сердце вынужден обратиться к своей матери — известной актрисе мадам Александре — с просьбой поддержать финансово его жену и годовалого малыша, пока он будет отдавать долг родине.
Отношения между сыном и матерью нельзя назвать простыми: он винит ее в смерти своего отца и считает, что Александра способна любить только себя и сцену. Поэтому и к театру Жюльен полон презрения, накопленного за годы в актерской среде. А наивная Коломба знает лишь небольшую часть истории своего мужа и по-настоящему воодушевлена возможностью находиться в храме Мельпомены. Для неё театр — это волшебное место, где сбываются все мечты.
Не без помощи расторопного сводного брата Жюльена, Армана, который умеет находить общий язык с переменчивой матушкой, супруги получают поддержку от вздорной примадонны. Но отнюдь не ту, какой ожидал Жюльен! Александра предлагает Коломбе заработать на своё содержание и сыграть небольшую роль в её новом спектакле. Та радостно соглашается, и мужу остаётся только скрипеть зубами от безвыходности ситуации. Он отбывает на службу, а на новоиспеченную красавицу-актрису словно бабочки на яркий цветок слетаются практически все мужчины театра.
Тут и поэт-драматург Эмиль Рабине, который обещает девушке написать для неё больше текста и расширить ее роль, и престарелый актер-ловелас Дюбарта, готовый учить Коломбу азам лицедейства, и сам директор театра Дефурнет, от чьей милости напрямую зависит благосостояние артистки. В калейдоскопе мужчин мелькает даже брат мужа Арман. Соблазны окружают неискушенную дебютантку, а советы циничной свекрови соответствуют ее опыту и мировоззрению.
Вращающиеся декорации эффектно раскрывают перед Коломбой и зрителями волнующий мир театра. Путь от мрачного служебного коридора до сверкающей огнями сцены проходит сквозь роскошные гримерные комнаты. События во всех этих интригующих пространствах, согласно жанру, случаются в основном комические, а иногда с привкусом мелодрамы.
Легкое игривое настроение прекрасно поддерживает музыка известного композитора Максима Дунаевского: арии и дуэты бесшовно вписываются в повествование и дают героям возможность поделиться своими переживаниями и сомнениями со всей пронзительностью.
Несмотря на все улыбки, которые спектакль не скупясь дарит зрителям, пищу для размышлений он предоставляет с не меньшей щедростью. Например, такую: не только весь мир — театр, но и театр — это особый мир, где за каждую роль приходится платить свою цену. Чем же заплатит Коломба?