Симфония – значит созвучие. Лекция «Мир симфонического оркестра» в арт-пространстве Л.И.Ф.Т.

В просторном лофте красивого и строгого, как музей Петровского пассажа кипит творческая жизнь. Лицей Искусства Фантазии и Творчества — это большое современное пространство под старинной крышей, не загроможденное мебелью и экспонатами, где проходят лекции по истории искусств и религий, мастер-классы по живописи и просто живое интересное общение. Это место для тех, кто обожает учиться и узнавать, кто желает восполнить пробелы в своем культурном образовании, кому хочется общения с настоящими художниками слова и дела, кому не терпится проявить себя и познакомиться с единомышленниками.

Фото предоставлены пресс-службой проекта

С 26 марта по 4 апреля в арт-пространстве Л.И.Ф.Т. циклом лекций и концертов встречали «Арт-Весну». 2 апреля в рамках проекта прошла лекция «Мир симфонического оркестра».

Ведущим вечера стал уникальный человек-энциклопедия, альтист, пианист, историк музыки и филолог Парваз Салимов. Лектору помогала скрипачка оркестра Большого театра Яна Неустроева.

Далеко не всегда человек, попавший на симфонический концерт, знает, как устроен оркестр, как им управляет дирижер, почему важна определенная рассадка музыкантов и когда она закрепилась на практике.

Главным действующим лицом лекции стал не только симфонический оркестр, но, в первую очередь, его ведущий инструмент — скрипка. Лектор познакомил слушателей с историей скрипки, которая намного моложе арфы, флейты и даже литавр, с её отдельными частями, приспособлениями, помогающими скрипачу при игре и способами извлечения звука на струнном инструменте.

На старте беседы Яна Неустроева рассказала о буднях, рабочем режиме, возможностях оркестрантов Большого театра, о щадящем расписании их работы, дающим возможность отдыха между репетициями и спектаклем, а также о том, как становятся музыкантами такого известного оркестра.

Источник фото: musicaviva.ru

Схема рассадки музыкантов — единственная картинка, представленная на экране во время лекции. Парваз Салимов неоднократно обращался к ней во время своего увлекательного рассказа об истории появления оркестра, которая берет начало на Аппенинском полуострове. Слушатели узнали, что оркестру в его современном виде, примерно 300 лет.

Как давно появились дирижеры, кто руководил оркестром до возникновения этой профессии, как ведут себя дирижеры на репетициях, что означают взмахи их рук во время игры оркестрантов и почему эта работа так схожа с работой театрального режиссера — свои рассказы ведущий сопровождал живыми примерами, веселыми историями и фактами из жизни известных композиторов и музыкантов, а также обращениями к современной и не всегда музыкальной действительности.

Не менее захватывающей оказалась тема устройства симфонического оркестра, ведь мало кто знает, почему музыканты-струнники всегда располагаются впереди, когда и почему дирижер повернулся спиной к публике, где сидит концертмейстер и какова роль этого человека.

За два часа лекции присутствующие стали музыкально грамотнее, так как узнали, что означают такие привычные слова, как музыка, оркестр, симфония, для чего существует сурдина, что такое тремоло, каденция, как и благодаря кому возникли московская и петербургская консерватории.

В переходах от темы к теме звучали музыкальные иллюстрации в исполнении Яны Неустроевой под аккомпанемент Парваза Салимова. Музыканты порадовали публику хорошо знакомыми, но всегда желанными произведениями Александра Глазунова, Вольфганга Амадея Моцарта, Петра Чайковского.

В последней части лекции ведущий рассказал о самых известных симфониях в мировой музыке и продемонстрировал их в записи в исполнении прославленных оркестров под управлением знаменитых дирижеров.

Непринужденность общения, искусство владения вниманием слушателей и высокий класс исполнительского мастерства позволили Парвазу Салимову и Яне Неустроевой стать настоящим звездами вечера. Напоследок молодая пытливая публика — будущие художники и актеры, засыпали лектора вопросами и наградили искренними аплодисментами.