Красная дорожка, блеск софитов, призрачная дымка над сценой, много музыки, красивых речей и пылкости… В Театре на Таганке играют новый «Вишнёвый сад» в постановке Юрия Муравицкого – яркий, зрелищный, кинематографичный. Уже взглянув на афишу спектакля, может показаться, что идёшь на церемонию вручения премии «Оскар» – уж очень фигура Антона Павловича Чехова похожа на американскую статуэтку. А попав в зрительный зал, в этом ощущении утверждаешься ещё больше. И действительно, по ходу действия то и дело возникают ассоциации с Голливудом, а герои совсем не весёлой чеховской комедии будто играют в последний раз в жизни свои лучшие роли, но здесь это всё же весело.
Сцена Таганки становится многоступенчатой и торжественной (художник – Нана Абдрашитова), где на самой вершине изящный пианист (Максим Трофимчук) аккомпанирует всем собравшимся в имении Любови Андреевны Раневской, которое неизбежно будет продано за долги. В этом моменте, когда роковой аукцион ещё не наступил, но надежда на спасение уже растаяла, у каждого героя есть минута славы – каждый может пройти по красной дорожке и взять микрофон. И пусть кто-то в него споёт «Чужие губы» группы «Руки вверх», а кто-то прочтёт лекцию о пользе труда, всё это не имеет значения – есть здесь и сейчас, и скоро этого всего уже не будет. Всё происходящее – блеск на фоне нищеты: здесь щеголяют в лаковых туфлях и стильных платьях, не имея никаких перспектив на горизонте.
Элегантными ведущими этого действия предстают горничная Дуняша (Надежда Флёрова) и лакей Яша (Павел Лёвкин), они задают шутливый тон всему происходящему, а огня добавляет старающийся вмешаться в их союз несуразный конторщик Епиходов (Роман Колотухин), которого на каждом шагу преследуют мини-катастрофы. Впрочем, здесь они скорее развлекают публику, чем вызывают сочувствие. Веселить и поддерживать игривую атмосферу зашли в этот дом и Шарлотта Ивановна (Любовь Селютина) с Борисом Борисовичем Симеоновым-Пищиком (Сергей Ушаков). Их разговоры о серьёзном при несерьёзных наружности и поступках напоминают выступления стендап-комиков.
Настоящей звездой эстрады выглядит Раневская (Ирина Апексимова), недосягаемая, уважаемая и привыкшая к всему самому лучшему и дорогому. Она уже немного в трауре из-за надвигающейся беды и носит чёрное платье, но кровь ещё бурлит в жилах и не даёт просто так опустить руки – символом внутреннего состояния становятся красные туфли, в которых ещё можно поплясать. Её пугает случайный прохожий с внешностью пирата Карибского моря (Роман Колотухин), а новости о продаже вишнёвого сада и вовсе превращают её в ходячую мумию, и энергии на движение почти не остаётся, как её не было и нет у брата Леонида Андреевича Гаева (Александр Резалин). Он имитирует бурную деятельность, готовится служить в банке, хочет выглядеть деловым человеком, да только всё время надевает не те штаны, о чём ему постоянно напоминает Фирс: итог – он лишь жалкая тень на этих красочных похоронах старой жизни.
По-настоящему борется с обстоятельствами и ищет выход из трудной ситуации Варя (Инна Сухорецкая). В японском кимоно, подобно самураю, она сражается с ветряными мельницами вместо того, чтобы устраивать свою собственную жизнь. И, пожалуй, лишь Варю здесь становится жалко: неродная и чужая в имении Раневской, она станет неродной и чужой, когда имением завладеет её потенциальный жених Лопахин (Алексей Гришин). Трудолюбивый, усердный и деятельный он близок к тому, чтобы получить свой «Оскар» в виде вишнёвого сада. Он долго и упорно шёл к цели, но великодушно предлагает Раневской план спасения имения, однако его великодушия не хватает на брак с Варей.
Легче всего воспринимает ситуацию с неизбежностью потери имения и готова к большим переменам Аня (Дарья Верещагина). В порхающем сарафане, с детской непосредственностью она просто воспринимает жизнь такой, какая она есть – с удачами и неудачами, возможностями и невозможностями. Аня рада возвращению домой, встрече с вечным студентом Петей Трофимовым (Олег Соколов) – постоянно вытянутым по струнке и с неизменными наполеоновскими планами. Он заражает Аню идеями о пользе труда и верой в новую счастливую жизнь. Застыв в виде символа «Мосфильма» – монумента Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» – Петя и Аня становятся антиподами голливудском блеску и решительно отправляются на встречу светлому будущему.
Ведь вишнёвый сад уже начинают рубить, и эпизод со сборами и отъездом Раневской проходит как в тумане для героев, подтверждением чему является монотонность и безжизненность диалогов и монологов и накрывающая сцену дымка. В прошлом остаётся лишь преданный Фирс – человек сильный, стойкий и предприимчивый. В спектакле Муравицкого его играет Сергей Векслер – далеко не старик. Внешностью актёра здесь передан характер и отвага этого несгибаемого человека. Его бросают в запертом доме, однако режиссёр не отступает от изначально заданной голливудской темы и добавляет хэппи-энда: вопреки всему за Фирсом возвращаются, а Лопахин оказывается вполне порядочным и щедрым человеком, но может быть это лишь сон умирающего Фирса?