27 апреля на малой сцене театра «Модерн» состоится премьера спектакля очень весеннего по теме, и решенного в необычном жанре «домашнего мюзикла». #ХОЧУНЕМОГУ – так называется новая работа режиссера и актера Сергея Аронина по пьесе Елены Исаевой «Я боюсь любви».
Это вторая постановка на сцене «Модерна» мультиталантливого человека Сергея Аронина. Обладая тонким чувством стиля, он умеет не только вникнуть в эстетику каждого театра, в котором приходится ставить и играть, но и пронизать эту определенную стилистику своим творческим видением. После первого спектакля «Деревянный мальчик и мясная женщина» стало понятно, что с легендарной сценой «Модерна» у Сергея Аронина случилось полное взаимопонимание, и худрук театра Юрий Грымов с удовольствием доверил молодому режиссеру следующую постановку.
Поговорить «еще раз про любовь» постановщик решил с помощью музыки и тем самым раскрыл зрителям еще одну грань своего дарования. Удивительные, очень индивидуальные высказывания-зонги героев на стихи автора пьесы, облек в музыку собственного сочинения автор спектакля. Прекрасный музыкант-клавишник, Аронин собрал на сцене небольшой актерский оркестрик, который теперь наверняка станет собственным музыкальным коллективом театра. Артисты – участники действия, заразившись идеей и энергией постановщика, без труда освоили жанр актерского пения и проявили настоящее мастерство в симбиозе вокала и игры.
Спектакль, как и пьеса, напоминает чудесный калейдоскоп: его многочисленные персонажи живут на небольшом пространстве сцены и от любого крошечного поворота событий меняют образ, каждый раз являя залу новый узор сюжета. Такой подход к материалу позволил режиссеру вручить исполнителям по две-три различных роли, и в общей сложности на сцене появляются около пятидесяти персонажей.
Разумеется, плотная населенность сцены требует нешуточного включения зрительского внимания. Елена Исаева насытила пьесу историями из жизни, знакомыми буквально каждому. Получился спектакль-откровение. Все персонажи жадно стремятся выговориться, при этом не всегда разительно меняя внешний облик. Некоторый сумбур бесчисленных историй главных и второстепенных героев накатывает девятым валом и складывается в определенный орнамент только к концу, когда главная мысль спектакля окончательно вылупляется из скорлупы жизни.
Да, это он – пресловутый кризис среднего возраста – самая сложная и прекрасная пора существования индивида. Далеко за бортом остались юношеские иллюзии и мечты, но еще не близка и тихая гавань опыта и устоявшейся житейской мудрости. Главная героиня спектакля журналистка Аня (Мария Орлова) переживает важный день своей жизни. Ей предстоит принять непростое решение, сделать выбор, определяющий дальнейшее существование не только ее самой, но и близких людей. Как и любая женщина, Аня кидается за советом и поддержкой к приятельницам, подругам и коллегам. Неожиданно выясняется, что у каждого, кого героиня встречает в этот день на своем пути, бурлит в сердце своя история любви, собственная скорбь и правда.
Это спектакль-книга. Многотомное собрание до боли знакомых событий, которые случались с каждым из нас или с нашими друзьями. К середине жизни окружающая действительность зачастую становится похожа на полутемное задымленное кабаре, которое зритель видит на сцене. В тумане надвигающихся ежедневно проблем, каждый выходит к микрофону и выносит на публику свое одиночество. Как часто мы вынуждены выплывать из этого тумана соло, ведь наше желание высказаться и получить ненужную, по сути, словесную поддержку, всегда бартером требует ответного участия в проблемах оппонента. Ты мне – я тебе. Притом советы, которых мы ждем, нередко даются походя и в спешке, поскольку сам советчик дрожит от нетерпения облегчить свою душу.
В возрасте переоценки ценностей находятся почти все герои спектакля. Любовь все еще кажется основополагающим аспектом жизни, но больше не получается любить легко и бездумно, как когда-то. Героям уже не приходится витать в облаках, они все более точно расставляют жизненные приоритеты, держатся за достигнутое и все осторожнее выбирают будущее. Вопрос о том, что выше – любовь или дружба, существует ли на свете их гармоничное единение, становится во главу угла. Отношения мужчина-женщина приобретают более практичный смысл, а неоспоримая и неодолимая разница менталитетов двух противоположных полов заставляет причаливать к своему гендерному берегу в поиске близкой души.
Как легко отталкиваются друг от друга две лодки, которые плыли вместе, как трудно соприкоснуться бортом с новой, зная предыдущую боль потери. Почему поколению родителей гораздо чаще удавалось превратить страстные отношения в спокойную ответственность друг за друга и истинное родство? Все эти сентенции и вопросы – о любви.
С нежным трепетным чувством как-то очень неслучайно связывается и распределение ролей в спектакле. Только трое актеров исполняют всего одну роль. Это три опорных персонажа сюжета: Аня, ее лучшая подруга Надя (Надежда Меньшова) и любимый мужчина Ани Сергей (Алексей Баранов). Интересно, что бывшую жену надежного и любящего Сергея, а также маму Ани играет одна актриса – (Маргарита Шилова). Хотя лучшая подруга в вопросах искренней исповедальности зачастую стоит ближе матери, на пути выбора партнера мы чаще идем по материнским следам. По схожей логике проникновенной дружбы двух женщин, бывшего мужа Ани Кирилла и нынешнего любовника Нади Лешу играет один актёр – сам постановщик Сергей Аронин.
Ожиданием или удручающей проблематичностью любви до краев наполнено и внутреннее содержание каждого персонажа, независимо от его социального положения. Сценаристка и художница (Анастасия Светлова), иллюстратор и актриса (Марина Дианова), начальница в редакции (Маина Чижевская), искусствовед (Максим Брандт), секретарша (Александра Богданова), водитель и автомеханик (Леонид Трегуб) – все готовы к любви или расставанию и новому приключению.
Последний аккорд спектакля звучит грустно и показательно: в отчаянии от очередного фиаско на зыбком фронте любви Надя яростно радуется тому, что научила дочь любить музыку. Ни для кого не секрет, что в наше неласковое время умная женщина все чаще заполняет свое существование высоким искусством и получает от общения с ним возвышенное, приятное, непроблемное удовлетворение. И, наверное, можно было бы негодовать от того, что таким безнадежным видится общий смысловой фон спектакля, если бы сквозной свет, легкость и бесконечная ирония не лежали в его основании. Такие же, как и в основе отношений, рожденных в подлинной любви.