Лаборатория проекта «КоОПЕРАция», или 7 тезисов для начинающих драматургов

«А можно сделать трагикомедию? Ну всё, я в деле!»

Лаборатория молодых композиторов и драматургов «КоОПЕРАция» собрала подростков от 13 до 17 лет, чтобы они под руководством драматурга Марии Огневой и режиссёра Екатерины Василёвой создали собственные мини-оперы. Премьера назначена на октябрь 2021 года и пройдёт на сцене Новой оперы им. Е. В. Колобова.

Нам удалось заглянуть в самое начало творческого процесса — на занятие драматургической мастерской. Записали основные тезисы: они могут пригодиться не только юным либреттистам, но и всем, кто хочет попробовать себя в качестве драматурга. Делимся с вами!

Фото предоставлены пресс-службой проекта

1. Как выглядят пьесы или либретто? Все мы замечали, что в них бывают:

— действующие лица — имена, как правило, написаны заглавными буквами,
— реплики героев — а значит, постоянные диалоги,
— ремарки — авторский голос, объясняющий, что происходит на сцене,
— действие в режиме реального времени — даже если перед нами флешбэк, всё равно актёры и зрители проживают его как событие здесь и сейчас.

Правда, бывают либретто, написанные в виде одного монолога; бывает, что персонажей никак не зовут; бывает, что герои не пользуются словами — и тем не менее, это пьеса.

2. Акты, действия и явления остались в ХIX веке: деление на сцены, если оно нужно, автор может придумать самостоятельно. В пьесе могут появиться главы с названиями, как в книге, или сцены, перемежающиеся интермедиями, а может не быть разделения вообще. Современная пьеса может выглядеть как угодно.

3. Так что же отличает драматургию от других видов литературы, если можно написать пьесу в любой структуре? Конечно, конфликт. Без него пьесы не получится.

Конфликт — это не просто столкновение противоположных мнений. Если двое хотят яблоко, но каждого устроит и половина, конфликта не будет: они разломят фрукт пополам и разойдутся. Нет, конфликт — это столкновение целей: герой хочет во что бы то ни стало добиться своего.

4. В обычной жизни мы часто пытаемся сгладить конфликт. В пьесе важно придумать герою такую цель, чтобы он не отступал. Внутри себя герой должен стремиться достичь своей цели или умереть, даже если цель — шоколадка. 

5. Драматургически расписать любую ситуацию значит определить, какие действия в ней совершаются. Действия — это всегда активные глаголы: пришёл, ушёл, потребовал и т. д. Автору важно сначала понять, какие действия совершают его персонажи, а затем уже придумывать слова.

Фото предоставлены пресс-службой проекта

6. Существует 4 типа конфликта:

межличностный конфликт — двое или больше персонажей сталкиваются целями.
внутренний конфликт — человек против самого себя.
социальный, или горизонтальный конфликт — противостояние цели героя и цели социальной группы.
вертикальный конфликт — герою противостоит что-то, не обладающее человеческой логикой: от роботов до богов, от погоды до пандемии. 

7. Конфликты разных типов вызывают друг друга к жизни…

Подробнее обо всём этом можно было узнать на лекции драматурга, сценариста и преподавателя Марии Огневой.