Лаборатория «КоOPERAция-2021», посвященная музыкальному театру для детей и подростков, подвела итоги

Презентация итогов лаборатории «КоOPERAция-2021», посвященной музыкальному театру и современной опере для подростков, прошла 1 июня в театре «Новая опера». Здесь представили результаты сразу двух направлений проекта — лаборатории оперной драматургии и «Школы театрального блогинга», участниками которых стали  подростки от 12 до 17 лет, отобранные по результатам открытого опен-колла. По окончании насыщенной образовательной программы они разработали идеи будущих опер и концепцию интернет-платформы о музыкальном театре и опере, о чем и рассказали на брифинге.

Фото предоставлены пресс-службой проекта

Открыла событие Алиса Спирина, руководитель Образовательного кластера «Новой оперы»: «Работа Образовательного кластера, который в театре только появился, началась в этом году с «КоOPERAции». Мы очень гордимся, что в Новой опере работа образовательной программы начинается с создания новых опер, которые в результате найдут место на сцене театра. Мы счастливы, что сегодня пришли к такому замечательному финалу. Я уверена, что на нашу внутритеатральную жизнь эти проекты очень повлияют — и репертуарно, и на то, как мы будем общаться с подростковой аудиторией»

Катя Василева, режиссер, инициатор и руководитель проекта «КоOPERAции» в свою очередь отметила: «В этом году наша программа не совсем обычная, потому что мы не только работали над созданием новых произведений, но и с командой наших театральных блогеров размышляли над тем, как правильно донести информацию до современных подростков о музыкальном театре, и о том, что интересного в нем происходит сейчас. Мы понимаем, что подростки не изучают профессиональные СМИ, поэтому мы долго фантазировали вместе о том, какие могли бы быть рубрики, каким мог бы быть способ подачи, чтобы тема музыкального театра могла их заинтересовать». 

На протяжении двух недель работы лаборатории подростки знакомились с музыкальным театром: изучали сценические пространства, прошли большую образовательную программу, встречались с театральными экспертами, с некоторыми из них схлестнулись в оперном баттле, встретились с журналистами и театральными критиками. «Подростки развивали свой профессиональный язык, на котором мы будем дальше вести нашу работу. Но основная работа еще впереди. Сейчас мы представляем только проект того, что будет осенью», — уточняет Василева. 

Фото предоставлены пресс-службой проекта

Школа театрального блогинга

К осени подростки-участники «Школы театрального блогинга» создадут специальную интернет-платформу, посвященную современному музыкальному театру. На платформе будут размещены материалы в двух форматах — визуальном и текстовом. Так, подростки будут вести колонки или готовить интервью и статьи, а лучшие из них будут опубликованы в крупных медиа. За эти две недели участники Школы театрального блогинга уже провели несколько больших интервью, например, с оперным режиссером Василием Бархатовым и сценографом Полиной Бахтиной, которая в этом году стала лауреатом «Золотой маски». Эту традицию «КоOPERAция» планирует продолжать, организуя участникам лаборатории встречи с важными деятелями оперного театра, теми, кто создает его историю прямо сейчас.

Этим летом подростки начнут работать над созданием видеоканала, который объединит серию тематических рубрик. У каждого из участников будет своя рубрика, новыми выпусками можно будет делиться в социальных сетях. Среди тем рубрик — шаблоны и стереотипы в оперном театре, global опера о зрелищных спектаклях и экспериментальных форматах, внутренние процессы в театре и взаимодействие его служб, афиша театральных новостей и главных премьер, интервью, записанные в самых неожиданных ситуациях, знакомство с музыкальными терминами и сленгом и другие. 

«У подростков есть свой язык. Мы говорим с ними на этом языке, поэтому нам будет несложно просвещать наших знакомых, друзей, людей нашего возраста, и рассказывать им о театре и опере»,  —  сказала участница направления Школы театрального блогинга Елизавета Самохвалова. В 2019 году Лиза уже принимала участие в лаборатории, но в направлении драматургии. 

На языке подростков об опере в этом году вместе с Елизаветой говорят Степан Голубовский, Лилия Кирюхина, Алена Алексеева, Софья Лепехина, Денис Алтынташ, Алиса Каракой, Ия Санина, Александр Раченко, Виктория Глазунова, Алена Седых, Софья Живецкая и Элеонора Холова.

Фото предоставлены пресс-службой проекта

Лаборатория оперной драматургии

На протяжении двух недель подростки работали над оперными сочинениями с куратором — сценаристом, драматургом, одним из арт-директоров фестиваля современной драматургии «Любимовка» Марией Огневой и молодыми, но уже профессионально состоявшимися композиторами. В результате сформировалось рабочие группы, которые подготовят и представят на сцене театра «Новая опера» 8 камерных опер уже в октябре 2021 года. 1 июня подростки и композиторы рассказали о готовящихся проектах. 

Концепции опер получились самыми разными: аниме-опера о принятии себя, драмы, рассказывающие о том, как можно побороть собственные страхи, изменить себя, история о раздвоении и даже разтроении личности, симфорок об отличиях, квест, от которого зависит судьба отца и сына, а также темное фэнтези о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества. 

Идея оперы в жанре темного фэнтези принадлежит команде, в которой вместе работали участник драматургической лаборатории Дима Белов и композитор Екатерина Степпе. «Мне очень повезло работать с Димой. Он очень закрытый человек, но внутри него оказался целый мир. На самом деле коллаборация — это очень большой и серьезный опыт. И я благодарю организаторов за этот опыт, потому что именно в коллаборации любой художник развивается. Он не продолжает делать то, что умел, а прислушиваясь к другому, черпает новое — и для вдохновения, и для работы», — поделилась впечатлениями Екатерина Степпе.

«В этом году спектакли будут не совсем обычными, потому что направление этого года — Art & Science. Мы погружались не только в контекст современного музыкального театра, но и в контекст того, что происходит в науке на данный момент. Искали точки соприкосновения. Команда Playtronica проводила мастер-классы с нашими драматургами, ребята ездили на экскурсию в Сколковский институт науки и технологий. В каждом из наших спектаклей заложена какая-то технология, связанная со звуком. К моменту показов опер в октябре мы сделаем интерактивные инсталляции в театре, чтобы широкая аудитория могла сама попробовать использовать технологии и понять, как это работает», — рассказывает Катя Василева. Некоторые прототипы систем, которые будут задействованы в будущих проектах, также представили во время события в Новой опере. 

Фото предоставлены пресс-службой проекта

Концепции камерных опер, созданные участниками лаборатории «КоOPERAция-2021»: 

Аниме-опера «Вернуться в снежный май» о принятии себя.
Драматург — Овчинникова Василиса, композитор — Елена Вайнберг. 

Сюжет: девушка Саша должна сдавать контрольную по химии, но все её мысли занимают взаимоотношения со взрослыми, которые не могут принять факт наличия у Саши «хвоста». Саше предстоит пройти через внутренний конфликт, где сторону антагониста принимает Химия, которая аккумулирует мнения окружающих взрослых. Технология: многофункциональная декорация-музыкальный инструмент. «Декорация интерактивная и в течение оперы меняет свое назначение: то это хвост героини, то клетка, в которой она себя ощущает, то лес, в котором потом оказывается», —  рассказывает Екатерина Василева.

Драма «Риччи Львиное Сердце или Львы клоуна» о том, как побороть страхи и подружиться с языком своего тела. 
Драматург — София Самсонова, композитор — Вячеслав Жуков. 

Сюжет: Либретто о клоуне, на которого напали львы, и о том, кто ему помог справиться со своими страхами и преодолеть препятствия. В результате трагической ошибки на клоуна нападают львы. Он остаётся без руки, ему ставят протез, но у него не получается им управлять. Его увольняют из цирка, жизнь идет под откос. Внезапно у него появляется друг, который его поддерживает и предлагает принять участие в конкурсе в главное шоу страны «Месье клоун». Но и здесь герой сталкивается со сложностями и своими страхами. Справится ли он с ними?
Технология: специальная система, которая производит звук при прикосновении к протезу главного героя. «Через эту руку мы сталкиваемся с его звуковым миром. Когда с его рукой соприкасается девочка или его соперник, то мы слышим разные фактуры. Это может служить аккомпанементом, например, вокальному тексту, который может развиваться», —  пояснил Вячеслав Жуков. 

Драма-фэнтази «Второй шанс» о том, что каждый человек может измениться. 
Драматурги — Федор Глинкин  и Михаил Саулко, композитор — Анна Шатковская. 

Сюжет: Действие развивается в двух реальностях. При ограблении дома грабителя ранят, и он впадает в кому. Пока врачи пытаются его спасти, а его мать-химик изобрести сыворотку, в коме происходят другие события — взрыв на атомной электростанции и сражение с монстром, олицетворяющим его грехи и действия, которые он хотел бы изменить. 
Технология: прототип технологии, производящей звук в сюжетный момент соединения двух реальностей — состояния, в котором находился герой в коме, и действительности, в которой его пытаются спасти. 

Драма «Иглы» о преображении героев с разными характерами в процессе совместной работы.
Драматург — Лидия Носырева, композитор — Елизавета Згирская. 

Сюжет: Мальчик Лёша, замкнутый, неуверенный в себе, и девочка Кайя, задирающая Лёшу, должны вместе сделать проект по биологии — макет дикобраза. В итоге дикобраз становится символом преображения главных героев.
Технология: передача через иглы, расставленные на сцене, звука с разными высотами, символизирующего преображение героев.

Драма-фэнтези «История одной девочки или история трех?» о героине с раздвоением или разтроением личности и попытке принятия своей личности целиком.
Драматург — Марьяна Леухина, композитор — Мария Аникеева. 

Сюжет: Действие оперы происходит в сознании главной героини. Ее субличности решают свои вопросы и конфликты. Сюжет раскрывает сложности принятия и согласия между несколькими субличностями через историю о трех девушках (Любе, Мариэтте и Марии-Луизе), в которой злая личность Мария-Луиза заключает Любу в тюрьму, а добрая Мариэтта пытается вызволить ее. Через сюжетные перипетии Люба понимает, что все происходящее вокруг — ее внутренний мир и находит в себе силы им управлять.
Технология: звуковая система, представляющая взаимоотношения героинь. «В начале, когда они будут друг до друга дотрагиваться, это будет как будто ток — резкий звук, в конце же звук изменится, когда героиня найдет путь к управлению своими субличностями», — рассказала Мария Аникеева. 

Темное фэнтези (названия пока нет) о главном герое, который отказывается от своего дара и от магического будущего ради блага человечества.
Драматург — Дмитрий Белов, композитор — Екатерина Степпе. 

Сюжет: Главный герой — ученик колледжа магии. Занимаясь в колледже, он сталкивается с разными проблемами, но самая сложная из них — собственный выбор, попытка поставить на весы собственный дар и любовь к таинственному магическому миру и понять, что же нужно самому миру и во благо ли использование магии. Сможет ли он продолжать заниматься магией или придется принять другое решение?
Технология: в процессе передвижения по сцене герой нажимает на определенные точки, замыкая цепь и производя тем самым новые звуки. Музыкальное сопровождение дает понять, идет ли магический ритуал, совершаемый героем, нормально или нет. «Инсталляция, которую вы увидели, — это некий магический круг, руна, разные части которой запрограммированы под взаимодействие. В течение спектакля эта руна перегружается, слои накладываются друг на друга и создают своеобразную электронно-музыкальную форму, которая сопутствует нарастанию напряжения», — пояснила Екатерина Василева.

Драма «Связи нет» о потери связи между отцом и сыном.
Драматург — Тина Тоидзе, композитор — Лидия-Мария Кошева. 

Сюжет: Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев лицом к лицу. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.
Технология: звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, которые возникают в момент наибольшей гармонии между главными героями. 

Драма, антиутопия, фэнтези «ПРОсчет» об отличиях и о том, как найти друзей в обществе, которое тебя не понимает. 
Драматурги — Анастасия Лабутина и Вероника Чижевская, композитор — Александр Марголин. 

Сюжет: Опера об отличиях: о нуле, который родился в мире двух королевств, которые поделили мир на «четное» и «нечетное», и о том, как он не принадлежит ни к одной из этих категорий. О том, как он испытывает травлю от остальных из за его отличия, и как он с этим борется. Он нежеланный в этом мире, он другой. Трудности, с которыми сталкивается главный герой, позволяют узнать о его семье и выходе из этого мира.
«Мы определили музыкальный жанр как симфорок. Увертюра представляет собой такое явление как зарождение новой жизни, когда из чего-то, что мы уже видели, вдруг появляется что-то новое и достаточно неожиданно», — Александр Марголин.
Технология: «У нас будут смешиваться жидкости — такой эксперимент, который будет транслироваться на видеопроекции и который связан напрямую с музыкой. Музыка будет возникать вследствие того, что жидкость будет попадать на пробирку. Жидкостей будет несколько, мы будем использовать принцип их различия, за счет чего будут смешиваться различные музыкальные фактуры, различные жанры, и мы получим такой интересный симбиоз», — говорит Александр Марголин. 

Лаборатория проходит на базе Московского театра Новая Опера им. Е.В. Колобова в партнерстве с Образовательным кластером Новой Оперы (ОКНО) при участии Сколковского института науки и технологий. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов, Союза композиторов в России и Культурного центра ЗИЛ.

URL List