Мы побывали на Дягилевском, впали в непобедимую эйфорию и решили на его примере рассказать вам о том, как это здорово и увлекательно — фестиваль искусств! Ведь в Москве и Петербурге (и не только) их проходит множество каждый год, даже с поправкой на пандемийные ограничения. И если вы пока что ещё не стали их завсегдатаем — то, может быть, стоит. По крайней мере, мы видим как минимум семь причин для этого.
- Редкие и уникальные события…
И дело даже не в том, что, судя по расписанию musicAeterna, программу Lux Aeterna в этом году покажут в Зальцбурге в июле, а концерт «Мистерия» — в Париже в декабре, а когда их ждать в России — неизвестно. Просто фестиваль — это чаще всего череда премьер, если не мировых, то российских. В том числе проектов, созданных специально для фестиваля и/или в копродукции с всемирно известными режиссёрами, вроде Роберта Уилсона, который совместно с Теодором Курентзисом представил на Дягилевском «Травиату» в 2016 году, или Ромео Кастеллуччи («Жанна на костре», 2018). А ещё у многих фестивалей есть свои уникальные «фишки» — как пермские ночные бдения или piano-gala, где аудитория слушает музыкантов в темноте, удобно устроившись лёжа.
- …и интересные иностранцы…
Даже в условиях всеобщего закрытия границ организаторы Дягилевского умудрились привезти в Пермь бельгийскую танцтруппу Peeping Tom , японского электронщика Рёдзи Икеду и хореографа из Нидерландов Наннин Линнинг. Впрочем, может быть, это случилось не только вопреки, но и благодаря: из-за ковидных ограничений у супервостребованных художников появились «окошки» в графике, расписанном аж до 2027 года.
Как бы то ни было, на фестивалях часто показывают важные спектакли, концерты и перформансы из-за рубежа. А это не только источник нестандартных впечатлений, но и совершенно непривычная оптика, удивительный шанс другого видения. Ведь даже будучи, например, в Париже, мы смотрим вокруг из собственной головы, а французский театр даёт нам возможность посмотреть на мир из головы французов! Но и гастролёры из регионов чаще всего стоят внимания: Россия так велика и неоднородна, что и взгляд соотечественника на жизнь может стать откровением.
- …в прямом доступе.
Это только кажется, что подобные праздники устраивают одни специалисты для других! Обычно образовательная или дискуссионная программа даёт зрителям лучше понять и принять непривычное или экспериментальное. А билеты на большинство событий большинства фестивалей на первых этапах продаж можно купить за вполне приемлемые деньги. Так, цены на многие мероприятия Дягилевского стартовали всего лишь от 300 рублей.
- Актуальность и нерв эпохи.
Кураторы, составляющие программу фестивалей, чаще всего (а в случае с Дягилевским — всегда) ориентируются на самые острые и яркие темы, сюжеты и форматы, предлагая зрителю интересный срез для поиска взаимосвязей, формулирования обобщений и выводов. Мы вот, например, много разного надумали по поводу перформативной программы этого года.
- Многоформатность.
Фестиваль — это обычно не только спектакли и/или концерты, но и выставки, арт-медиации, творческие встречи и разные междисциплинарные проекты. Например, в этом году вместе с Дягилевским в Пермской художественной галерее открылась выставка «Столпы русского авангарда. Три точки зрения». А гости фестивального клуба получили возможность задать вопросы множеству композиторов, музыкантов, исследователей — в том числе Владимиру Мартынову, Антону Батагову, Сергею Невскому, Алексею Ретинскому… Ну, и послушать их в неформальной обстановке и узнать неожиданное, например, о музыкальных предпочтениях Леонида Десятникова («Я Билли Айлиш люблю больше, чем Штокхаузена. Предаю свой класс!»).
- Новые знания и умения
Непривычное и непонятное часто нуждается в расшифровке — и в программу фестивалей обязательно входят лекции и обсуждения. В позапрошлом году желающие смогли принять участие в репетициях самодеятельного хора и выступить на настоящем концерте! А в этот раз хоровой мастерской не было, но были мастер-классы по вокалу, технике речи и сценическому движению, а также художественные погружения для взрослых и детей.
Ну и, конечно, подобная концентрация мэтров и гуру — настоящий магнит для профессионалов: на Дягилевский со всей страны приезжают поучиться начинающие музыканты и музыковеды, хореографы, танцовщики и так далее. И это источник ценного опыта даже для не-специалистов: так, в этом году зрители могли посетить мастер-класс маэстро Курентзиса для вокалистов и дирижёров. И вынести с него кроме радости и восхищения некоторые совершенно универсальные рекомендации, вроде такой: «Я хочу, чтобы ты чувствовала каждой клеткой. Ты пытаешься управлять интеллектом, но клетка твоя молчит».
- Красивые и интересные персоны
На фестивали искусств съезжаются творческие люди со всей страны и мира! И даже если вы не мечтаете подписать книжку у Мартынова, выразить своё восхищение Десятникову или сказать Ранневу «спасибо» за «Прозу» — уже наблюдать за этим удивительным сообществом — одно удовольствие. Кроме того, в пёстрой толпе друзей, приятелей и шапочных знакомых проще простого завязать с кем-то короткий, но приятный и продуктивный разговор.
В общем, фестиваль — это яркие впечатления, полезные знания, новые знакомства и радостные открытия для всех желающих. Ходите, пожалуйста, на фестивали! А мы постараемся быть рядом, чтобы подсветить самое важное и достойное внимания.