Гастроли Центра театрального мастерства из Нижнего Новгорода в рамках проекта «Поехали!»

Начало ноября в театральной Москве ознаменовалось важным событием – в рамках гастрольного проекта «Поехали!» на сцене Центра имени Вс. Мейерхольда три своих спектакля сыграл Центр театрального мастерства (ЦТМ) из Нижнего Новгорода. Этот независимый театр, основанный в 2016 году актёрами Александром Сучковым и Евгением Пыхтиным, ориентируется на современную драматургию, экспериментальные формы и диалог со зрителем. На московской площадке ЦТМ поговорил о семейных ценностях, любви и насилии, одиночестве и взаимопонимании.

«Кодекс курильщика», режиссёр – Иван Комаров, драматург – Константин Стешик

Источник фото: сайт Центра им.Вс.Мейерхольда

Мерцание телевизоров, полумрак, живая музыка, существа, будто сошедшие со страниц комиксов… Кругом царит абсурд: громко кричат, нервно что-то требуют, категорично обвиняют, нелепо убивают, и при этом рассуждают о таком повседневном процессе, как курение. Будничная обыденность проходит фоном, а на первый план выходит комиксо-киношный мир, где изысканные преступления смешиваются с примитивным существованием, но их объединяет, и в то же время сильно разнит, насилие в разных его проявлениях. Оправдание «не мы такие, жизнь такая» здесь попросту бессильно, тут каждого призывают к ответу за творящийся вокруг беспредел, а расплата может занять примерно столько же времени, сколько нужно для того, чтобы выкурить сигарету. Чтобы выжить в этом мире важнее знать фильмографию братьев Коэн, чем уголовный кодекс, и ежедневно задавать себе вопрос: «А что сделал я чтобы предотвратить тот или иной беспредел?»

«Солнечная линия», режиссёр – Никита Бетехтин, драматург – Иван Вырыпаев

Источник фото: сайт Центра им.Вс.Мейерхольда

Пять утра, кухня, супруги с семилетним стажем ведут нелёгкий разговор, то и дело превращая свою квартиру то в поле боя, то в интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», то в кабинет психотерапевта. Здесь бывает невыносимо смешно, отчаянно грустно, до невозможности больно. Интеллектуальный поединок, семейный скандал, ужасная склока, минутка взаимопонимания и секунды откровений смешались в доме Барбары и Вернера, чтобы прояснить, что же их брак – нелепая случайность, надёжное партнерство, беспросветный тупик или плацдарм для больших побед. Упираясь в своих откровениях в пустоту или полное непонимание, герои ищут ответ на вопрос, в чём в жизни счастье. Но ответа найти не удаётся – то ли мешают стабильные и реалистичные пять утра, то ли нежелание отвлечься от самого себя и относиться к партнёру более, чем формально, то ли эйфория от возможности, наконец-то, высказаться.

«Сосед», режиссёр – Евгений Маленчев, драматург – Павел Пряжко

Источник фото: сайт Центра им.Вс.Мейерхольда

Разговоры ни о чём на дачном участке, расхламление сарая, обычная стрижка машинкой, чистка картошки, жалобы на жизнь… Это то, чем живут соседи – люди невероятно близкие, но в то же время очень чужие. Этот статус соседства – барьер для сближения и магнит для общения, но через него в спектакле раскрывается история невыносимого одиночества, попыток сбежать от него за повседневными делами и пустыми разговорами. Из обрывков фраз, из случайных жестов складывается общая картинка жизни главного героя и типажи его спонтанных собеседников, и ближе них никого для него нет. Люди говорят, жизнь идёт. И пусть на пустой сцене как будто ничего не происходит, в тяжёлую прострацию вгоняют звучащие в спектакле фрагменты прелюдии из сюиты для виолончели № 1 соль мажор И.С. Баха, навевающие на философские рассуждения, но у каждого из нас появляется шанс взглянуть на своего соседа (а может в глубь себя?) и задаться вопросом: «А не нужна ли этому человеку помощь прямо сейчас?»

Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов