Уже более двух лет на Симоновской сцене Театра Вахтангова идёт деликатный и трепетный спектакль о взаимоотношениях в условиях тотальной изоляции, полной оторванности от внешнего мира и постоянно нависающей внешней угрозы. «Дневник Анны Франк» в постановке Екатерины Симоновой (руководитель постановки – Римас Туминас) показывает людей в состоянии бесконечного стресса, но не теряющих достоинства, не имеющих никаких перспектив в жизни, но держащих себя в тонусе.
Содержание дневника Анны Франк всемирно известно. Это история еврейской семьи, скрывавшейся от нацистов в оккупированном Амстердаме в годы Второй мировой войны. Убежищем Франкам стала мансарда бывшей конторы, принадлежавшей до войны отцу семейства. Вместе с Франками вынужденное заточение делили друзья семьи, а единственной ниточкой во внешний мир была коллега Отто Франка – голландка, рисковавшая собственной жизнью.
Художник Владимир Круглов умело превратил амфитеатр Симоновской сцены в мансарду, а каждому из героев подобрал костюмы, точно отражающие их характер и роль в этой истории. Особенно это удалось с героинями. Сильна и непоколебима спасительница семьи Мип Гиз (Наталья Масич) в своём строгом костюме. Немного легкомысленна и кокетлива госпожа Ван Даан (Мария Шастина) в своих воздушных нарядах из мирной жизни. Терпелива и смиренна госпожа Франк (Вера Новикова), одетая почти по-домашнему. Застряла во взрослении Марго (Ася Домская), ещё совсем ребёнок Анна (Мария Риваль).
Своим детским взглядом эта девочка смотрит на ужасную войну, загнавшую её семью в ситуацию катастрофы, на чужих и близких людей, с которыми приходится проводить 24 часа в сутки на протяжении многих месяцев, учится находить компромиссы, продолжает мечтать. С детским восторгом она принимает радости скудного быта, выдумывает подарки своим родным-соседям, влюбляется в сына друзей семьи и соперничает с сестрой.
В этой постановке вопрос Холокоста уходит немного на второй план, а во главу угла поставлены люди и их взаимоотношения. Неведение, невозможность сменить обстановку и психологически разгрузиться, постоянный страх, на которые накладываются голод, тяготы быта, необходимость соблюдать тишину, а также неопределённость ситуации, которая затянулась уже на месяцы-годы, выводят из себя абсолютно всех. Раздражает всё – от детской шалости до дорогой шубы. А детям с их взрослением и невозможностью заводить друзей и познавать мир сложнее вдвойне.
Как любить ближних своих и как не падать духом, когда земля из-под ног уже ушла, как продолжать жить, когда нет цели и света в конце туннеля – на эти вопросы стоит поискать ответы в спектакле. А фигура Отто Франка (Олег Форостенко) становится воплощением того, как как найти в себе силы жить, когда теряешь абсолютно всё: от его решимости уйти в убежище до издания дневника Анны, не дожившей до окончания войны.