Спектакли театрального пространства Pro Art’s из Калуги в гастрольном проекте «Поехали!»

Культурный центр Pro Art’s показал на фестивале «Поехали!» 3 спектакля. Про «Калуга. Театральная» мы писали здесь, а про два других спектакля рассказываем в этой статье.

«Созвездия»
Калужское театральное пространство Pro Art’s открыло свои гастроли в рамках проекта «Поехали!» в Нижнем Новгороде спектаклем «Созвездия» по пьесе Ника Пэйна. Режиссер Леонид Прокофьев предлагает зрителям исследовать себя, свои чувства, свой выбор и решения, оттолкнувшись от теории мультивселенной.

Источник фото: сайт театра

В нашей вселенной время линейно. Мы принимаем или не принимаем решение, и наша жизнь меняется один раз. В квантовой мультивселенной каждый поступок и его последствия существуют в бесконечном количестве вариаций, и мы можем «собирать» нашу жизнь так, как захочется. Вернуть свои слова обратно, переиграть случившееся чаще всего бывает нужно в близких отношениях, именно поэтому перед нами пара — Марианна и Роланд.

История любви этих разных людей — пчеловода и космолога — разыгрывается в пространстве, разделенном прозрачными перегородками, которые создают эффект лабиринта и работают на идею вариативности. Это и квартира, и дворик у друзей, где знакомятся герои, и танцпол. Мы наблюдаем за историей их отношений, параллельно анализируя свои: диалоги повторяются несколько раз, то от его, то от ее лица, меняются интонации, обстоятельства. «А если бы он сказал… А если бы я ответила…» — это опыт, который есть у каждого зрителя. 

«Созвездия» — о том, что все возможно, была бы любовь. Однако действие, текст и герои существуют, как будто бы ускользая. История рассыпается, распадается на части, как распадается пораженный недугом мозг главной героини. А может быть, никакой болезни и нет? Может быть, в другой вселенной Марианна и Роланд живут иной вариант жизни, а в третьей расходятся и больше никогда не видят друг друга.

«Человек из Подольска» 
Обычный человек из Подольска однажды попадает в отделение полиции, где ему дают очень странные задания. Если у драматурга весь мир — это театр абсурда, то у режиссера — драматический кружок. Спектакль Константина Солдатова в калужском Pro Art’s по одной из самых популярных российских пьес последнего времени заявляет о театральности современного мира.

Источник фото: сайт театра

«Золотомасочная» пьеса Дмитрия Данилова не первый сезон шагает по стране. При всей ее, казалось бы, линейности и отсутствии режиссерского простора Константину Солдатову удалось найти к этому материалу интересный, можно даже сказать «золотой» ключик. Некий «человек из Подольска» неизвестно за что оказывается в отделении полиции, где трое сотрудников заставляют его выполнять абсурдные задачи. Если вникнуть в суть заданий, то фактически они занимаются мастерством актера. 

Спектакль Солдатова обнаруживает в этом тексте именно театральность происходящего. Начинающийся как иммерсивный (герой Никиты Левина и сотрудники полиции до начала спектакля находятся среди публики), он раскручивается не в реальное дознание, а скорее в сюжет из шоу «Розыгрыш». За полицейских сложно принять и первого полицейского Кирилла Бессонова с балетной выправкой, и майора Марину Ирины Якубенко в наряде концертмейстера, а сидящий в «камере» человек из Мытищ (Александр Забродин) с лицом комика ТНТ только подтверждает зрительские подозрения.

Абсурд для простого подольского редактора состоит не в том, что он оказывается арестованным реальной полицией, а в том, что он всю ночь проводит в обществе людей, похожих на артистов, которые вынуждают его заниматься глупостями.

Автор: Полина Зонова