Улица, идущая через нас. Спектакль «Калуга. Театральная» в гастрольном проекте «Поехали»

Фонари, скамейки, люди, фонари, скамейки, люди, фонари, скамеек нет, фонари, скамейки, люди — а вы отличите друг от друга пешеходные улицы разных российских городов? Так начинается спектакль «Калуга. Театральная» культурного центра Pro Art’s, который жители Москвы, Нижнего Новгорода и Казани увидели благодаря гастрольному проекту «Поехали!». Но вот курьез: в родной Калуге этот спектакль предполагает прогулку по улице Театральной, а она осталась ровно там, где и положено быть: в центре города. На гастроли приехал только спектакль, и променад превратился в стендап: не менее интерактивный, живой и смешной, все так же драматургически выверенный, только зрители сидят на стульях и смотрят фотографии вместо того, чтобы гулять. Воображаемое путешествие оказалось достойной альтернативой реальному, тем не менее провоцируя однажды приехать в Калугу, самостоятельно пройтись по Театральной и лично встретиться с непарадной, но очень живой историей.

фото: Катя Краева, Центр им. Мейерхольда

Спектакли-променады с активным участием зрителей, а также сайт-специфик театр, декорацией к которому становится реальное место, уже давно составляют отдельный популярный тренд. При всей похожести приемов каждый новый спектакль, прорастая через ткань города, подкупает своей самобытностью. Режиссер Леонид Прокофьев не просто взял зарекомендовавшую себя форму, а сосредоточился на локальной задаче — сделать так, чтобы не весь город, не район, а одна конкретная улица обрела новое лицо для местных жителей и гостей Калуги. Он собрал воспоминания горожан о локациях на Театральной, с которыми связаны приключения и забавности, любовь и азарт, испуг и печаль, и составил из них маршрут. Дорога ведет от детства к взрослению, от личных историй к общему переживанию. Место становится событием, персонально значимым для каждого, кто с ним повстречался.

фото: Катя Краева, Центр им. Мейерхольда

Истории сочетаются в одном лирическом герое, который представляет как бы всех сразу. Такой собирательный калужанин, юморной и интеллигентный, находчивый и тоскующий, активный, но слегка безучастный. В начале Александр Забродин, исполняющий эту роль, признается: лично у него с Театральной почти ничего не связано. В конце он оказывается накрепко сцеплен с местом — уже не обобщенный житель, а дух-экскурсовод, призрак Театральной улицы, обрастающий чужими воспоминаниями как своими. Среди историй есть и грустные, и пугающие, и ностальгические, но все они уже прожиты, поэтому рассказам о них позволена роскошь быть смешными. Действительно, смеются здесь очень и очень много, и причин много: начиная от энергетики и манеры артиста и завершая неповторимым восторгом от того, что узнаешь себя в деталях.

Общение с духом места не только смешит, но и заражает — слепки чужих историй проникают в зрителей и делают соучастниками создания новой коллективной памяти. Это возможно даже на гастролях, когда никто никуда не идет ногами: благодаря мастерству артиста пончики из детства обретают вполне реальный вкус; к балкону второго этажа можно протянуть руки, чтобы поддержать спускаемый гроб с самой красивой девушкой города; тянет перенестись на книжный развал, характерную культурную примету «раньшего времени», и забрать себе кассету с музыкой непонятной группы «ана»; расстояние от площади до театра хочется отмерить собственными шагами — чисто на всякий случай, вдруг придется убегать 2 августа от нетрезвых ВДВшников. А уж сосед, у которого вечно что-то случается, как только возьмет себе крепкое пиво вместо легкого, узнается и без личного знакомства: в любом городе, в любом доме найдется такой сосед — и легенду о нем каждый будет рассказывать по-своему.  

фото: Катя Краева, Центр им. Мейерхольда

«Калуга. Театральная» — не просто документальный променад-спектакль о конкретном месте. Через подворотни, серость и узнаваемые портреты прохожих проглядывает архетипическая улица, живое существо, улица-палимпсест, каждая прогулка по которой, пусть даже в воображении, добавляет ей фактуры. Образ этой улицы питают не фонари и скамейки, а люди и их истории. Именно поэтому спектакль о Театральной удается приподнять над брусчаткой и вывезти на гастроли: эта улица проходит через каждого из нас, соединяя прошлое с настоящим.

Проект реализован при поддержке Фонда президентских грантов