Заглянуть в сияющую пустоту: «Звёзды в чёрной дыре» в Театре на Литейном

30 ноября в Театре На Литейном состоялась премьера спектакля «Звёзды в чёрной дыре». Спектакль поставлен по одноимённой дебютной пьесе Вероники Вельт, артист Иван Рябенко дебютировал в качестве режиссёра — конечно, для молодых авторов это значительное событие. Именно в этом театре пьеса впервые увидела свет — зимой 2021-го на фестивале имени А. Володина «Пять вечеров» в программе «Первая читка». Нарочно или нет, а нотки интонации знаменитого драматурга-шестидесятника слышны в спектакле: «Звёзды» тоже обыгрывают бытовой сюжет из повседневной жизни, главная героиня которого, совершенно обычная девушка, пытается обрести своё тихое и спокойное счастье. 

фото с сайта театра

Это история о современных 30-летних, которые до сих пор не могут определиться, кто они: всё ещё дети или уже взрослые. Действие происходит в старом, аварийном московском доме, герои которого по обыкновению встречаются на лестничной площадке у стены с огромной трещиной. Зинаида Петровна, самая пожилая из соседок, подозревает школьника Колю в том, что это он расковырял в стене огромную дыру, поэтому частенько сидит около неё на стуле. Мимо неё проходят Саша и Катя, молодые супруги, которым около тридцати, и Татьяна, мама Коли, которая бесконечно вяжет-распускает-снова вяжет гигантский шарф для сына.

фото с сайта театра

Сценография воспроизводит планировку дома, в котором обитают герои: справа стена с гигантской трещиной, по диагонали на сцене обозначены разными наборами мебели квартирки персонажей. Слева на авансцене живут Саша и Катя (Николай Краснопёров и Александра Жарова) — они ютятся на маленьком жёлтом диване в окружении журнального столика и икеевских ламп. В центре сцены расположен старенький телевизор родом из 50-х, рядок домашних цветов и старые венские кресла — здесь живёт Зинаида Петровна (Елена Ложкина). А справа у задника место Татьяны и её сына Коли (Светлана Шаврова и Максим Зауторов) — там лишь горчичного цвета кресло и торшер, тоже из Икеи.

В общем-то, типичные обстановки современных городских обывателей, которые подчёркивают характер своих владельцев. Стоит отдать должное сценографу Кириллу Земцову и художнику по костюмам Нине Штеренберг, ведь они не побоялись использовать сложные сочетания цветов в оформлении спектакля — от нежно-голубого до электрического розового. Вместе с сильным саундтреком из музыки Арво Пярта и этно-хаос группы «ДахаБраха» яркая цветовая гамма визуального оформления безусловно добавляют комедии звонкости и весомости.

фото с сайта театра

В какой-то момент после того, как Саша и Катя в очередной раз жалуются на свою неопределённую жизнь, стена с трещиной обваливается, и в ней образуется огромная дыра. Все с настороженностью бросаются её изучать — в дыре что-то громыхает и как будто дышит. А через секунду в ней вспыхивает яркий жёлтый свет, и герои разбегаются как мышки по своим норкам: Саша залезает под диван, здоровенный детина Коля вжимается в мамины ручки на их скромном кресле у задника, Зинаида Петровна равнодушно следует к своему телевизору. И только Катя не боится исследовать манящий свечением пролом. Здесь интересна работа со светом Василия Ковалёва: он расставляет источники света так, что сначала засиял портал в подъездной стене, а после тёпло-золотистый бликующий свет начинает растекаться по всей сцене. Катя подставляет ладони под один луч, потом разувается и трогает лучи босыми ногами, будто наслаждаясь мягкой летней травой. Она не боится этого загадочного света, взявшегося из ниоткуда, и увлечённо исследует его.

фото с сайта театра

Что это за магический свет, который появился из дыры в стене и стал откликаться на любопытные вопросы Кати — не понятно. Ясно лишь, что эта лучистая энергия — живая, и она готова открыться тому, кто обратит на неё свой взор. Жанр спектакля, соединяющего бытовое и жизненное с волшебным, можно было бы определить как фантастический реализм. Но сухая и непрочувствованная игра Александры Жаровой и непостоянство стиля игры Николая Краснопёрова сбивают с толку. Они играют то естественно и живо, то натужно переигрывают, не погружаясь слишком глубоко в эмоции и конфликты своих персонажей. Это лишает логики их существование на сцене и уводит постановку в сторону от какой-либо правды жизни. В итоге спектакль получается лёгкой поп-комедией без претензии на вечность, которая, однако, вполне способна развлечь, согреть и расцветить холодные зимние вечера.

Автор: Анастасия Воронкова