Петропавловская крепость, нечеловеческие условия содержания осуждённых, никаких шансов на освобождение… В «Школе современной пьесы» состоялась премьера спектакля Галины Зальцман по пьесе Александры Фоминой «Отщепенцы», где противопоставлены несколько миров – законопослушных «маленьких людей» и непримиримых бунтарей, сострадательных простолюдинов и непробиваемых сухарей, сознательных оппозиционеров и случайных жертв обстоятельств.
XIX век, трое осуждённых молодых народовольцев заключены в одиночные камеры за свою деятельность. Их бросили на верную смерть, лишив всего, чего только можно лишить. Сначала они цепляются за жизнь, стараются сохранить здоровье и рассудок, а затем отчаиваются. Один сходит с ума, вторая – накладывает на себя руки, а третий – случайно доживает до ослабления режима. А рядом с ними мечется между долгом и состраданием молодой тюремный караульный, и не выполняющий толком долга, и не окунающийся целиком в сострадание, и в итоге безвестно заканчивающий свою карьеру.
В сценографии и костюмах спектакля яркий контраст (художник – Катя Никитина): аскетичное существование в одиночных камерах на голых пружинистых кроватях с жестяной посудой не сравнимо с уютным кабинетом старшего надзирателя, где попивают чаёк из горячего самовара с вкусными пирогами и вареньем. А подобранная по размеру, хорошо сидящая форма тюремных служащих явно практичней в капризном питерском климате, чем льняные сорочки арестантов и тонкие одеяла, которые совсем не помогают укрыться от стужи. Тихая жизнь в рамках закона здесь явно выигрывает у авантюры под названием «борьба за политические свободы».
Контраст и в представленных характерах, как среди арестантов, так и среди тюремных служащих. Стойкость и беспринципность в безвыходной ситуации демонстрирует Алексей (Богдан Витряк), он ежедневно тренирует ум и тело и даже заводит друга, пусть это всего лишь таракан. С самого начала полон отчаяния Герман (Кирилл Снегирёв), его разум не справляется с обстоятельствами, пуская жизнь на самотёк. Явно отмотать всё назад не прочь Софья (Ольга Грудяева): она попала в «Народную волю» по любви в самом прямом смысле, а отвечать пришлось всем, что у неё было. И жизнь стала ей совсем не дорога.
Караульный Андрейка (Арсений Ветров) – собирательный образ простого народа, который живёт своей маленькой мечтой (в данном случае – купить корову), готов делать грязную работу ради денег и терпеть-терпеть-терпеть. Ему очень неуютно в этом городе, в этой крепости, среди чужих страданий. Ему и снится то ли женщина, то ли корова (Виктория Крючкова), представленная режиссёром и художником гротескно – девицей в сарафане с накладным бюстом, олицетворяющей деревенский уют, тепло домашнего очага и вожделенную корову.
Андрейка необразован, трудоустроен по знакомству, наивен и труслив. Ему никогда не понять, зачем эти, оказавшиеся в камерах образованные и богатые люди, подвели себя под монастырь. Служба в Петропавловской крепости становится для него школой жизни, где нужно забыть про свои чувства и переть напролом к мечте. Но у него не выходит. Жалость к арестантам, неумение проявить характер, симпатия к осуждённой «барышне» перемалывают его как мясо в мясорубке и губят его без того несчастливую жизнь.
Другое дело старший надзиратель Савелий Петрович (Юрий Чернов). Он выбрал свой путь и не поддаётся сантиментам. Он повидал на своём веку немало, и его не пронять жалобами на тяжёлые условия содержания или на червей в хлебе. Тонкий психолог, он знает, где на подчинённого надавить, а где его приласкать, пригласив на чаепитие. И в глубине души понимает, что Андрейка однажды проколется, но Андрейка – лишь винтик в машине, который можно заменить.
Перевоплощение Савелия Петровича в таракана – собеседника Алексея – становится метафорой его способности проникать в самые потаённые места, как Петропавловской крепости, так и человеческих душ, быть и строгим начальником, и ласковым сослуживцем. Принося благую весть Алексею об ослаблении режима, он остаётся властелином его жизни.
Несмотря на исторический контекст, в спектакль проникают нотки актуальности – безальтернативность власти, неизгладимые противоречия сторонников и оппозиционеров, человеческая глупость, как первых, так и вторых. И кажется, что выхода нет, как там – в XIX веке, так и здесь в XXI-м. Чтобы разрядить обстановку, совсем на несколько секунд, режиссёр выводит на сцену юного Володю Ульянова (Артур Станицкий), который смело выбегает на сцену и ладошкой указывает путь к светлому будущему, где, согласно идеям социализма, все должны быть довольны и равны. Но только на ладошке Володи написано «жопа» – и там счастья нет!
Пьеса «Отщепенцы» – лауреат конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица». Эскиз Галины Зальцман по этому тексту победил в конкурсе «Класс молодой режиссуры» и был выбран зрителями и жюри для постановки в этом сезоне в «Школе современной пьесы». Поздравляем театр с премьерой!