Современная драматургия. Читаем шорт-лист конкурса «Действующие лица 2021»

В конце декабря жюри Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица» объявило шорт-лист, в который вошли десять пьес. Они станут основой для режиссёрских эскизов и будут представлены в рамках лаборатории «Класс молодой режиссуры» в театре «Школа современной пьесы» 18 апреля 2022 года.

В лаборатории «Класс молодой режиссуры» примут участие 11 режиссеров: Александр Битаров, Дмитрий Голубев, Александр Гостюхин, Дмитрий Зенков, Алексей Лалаев, Татьяна Родина, Нина Сударикова, Мария Федосова, Антон Шефатов, Филипп Шкаев, Кирилл Снегирев.

Впервые в этом году лаборатория «Класс молодой режиссуры» пройдет в формате экзамена 3 курса ГИТИСа: режиссерские заявки на постановки одновременно явятся экзаменационными работами. Участники лаборатории свободны в своем выборе, и некоторые пьесы будут представлены в нескольких версиях.

Шорт-лист «Действующих лиц» выбирало жюри, состоящее в этом году из режиссёров-дипломников мастерской Иосифа Райхельгауза (ГИТИС). Мы почитали пьесы и рассказываем, о чём они.

Олег Маслов «Бешеный хворост»

Пьеса о школе, где учителя обеспечат нужную явку на выборах и отчислят кого угодно, чтобы освободить места для родственников губернатора, и о том, как подростки сопротивляются всепоглощающей лжи вокруг.

Татьяна Загдай «Человек в закрытой комнате»

Пьеса о встрече с прошлым, от которого так хотелось убежать. Главная героиня, приехавшая на похороны отца, словно встречается с трупом самой себя.

Анна Гейжан «Редискина»

Детская пьеса, главная героиня которой через игру в экспериментальном саду мамы-биолога осмысляет непростые взаимоотношения одноклассников: школьную травлю, дружбу одних против других, проблему самовыражения личности в коллективе.

Михаил Барщевский, Екатерина Кретова «Женское счастье»

Девушка из провинции с успехом покоряет Москву, время от времени параллельно бросаясь в поиски женского счастья. К неудачам относится философски, случайную беременность воспринимает как успех, а навязчивого кавалера как возможность.

Татьяна Воронина «Там, где меня не было»

Мистическая драма о возвращении в родной дом, где через общение с призраками родственников и соседей удаётся восстановить историю своей семьи и малой родины и начать новую жизнь.

Александр Занти «Учебный фильм про нетипичное убийство»

Пьеса-зарисовка со съёмочной площадки, где снимают необычное кино, но собирают все составляющие шоу-бизнеса: от скандалов в соцсетях и в ток-шоу до всенародной любви и славы.

Гала Узрютова «Dummerchen»

Монопьеса о женщине, которой бесконечно снится президент России, и о том, как нелепые сны влияют на психическое здоровье, рушат брак, меняют отношение к истории и политике, а оказываются всего лишь любовью к Родине.

Роман Дымшаков «Утраченные драгоценности»

История любви, где сначала с милым рай и в шалаше, но стремление к определённому статусу и потребности в материальных благах берут верх над чувствами, а люди перестают слышать друг друга и забывают о том, что было ценно и дорого.

Павел Соколов «Проверка»

Пьеса о разочарованиях госслужащего в сослуживцах и идеалах, едва не ставших причиной крутых перемен в жизни. Но случайное задержание по пути в метро через митингующую толпу даёт время поразмыслить о смысле всего земного и делать, что должно.

Елена Андрейчикова «Манифест»

Пьеса-сеанс психотерапии, где удаётся договорится с родственниками, сказать всё недосказанное, закрыть все незакрытые гештальты.

Впервые в десятку лучших пьес года вошел текст, уже получивший сценическое воплощение («Бешеный хворост» Маслова поставлен Иосифом Райхельгаузом в ШСП), а также пьеса, запланированная к постановке («Женское счастье» Барщевского-Кретовой, к работе над которой в следующем году приступает Марат Гацалов).