С 12 марта по 18 марта 2022 года в Москве прошли гастроли Омского государственного академического театра драмы на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. За семь дней москвичи увидели семь спектаклей по произведениям русских и зарубежных авторов, в числе которых Чехов, Достоевский, Дюрренматт и Стоппард. Постановщики спектаклей – Георгий Цхвирава, Павел Зобнин, Данил Чащин, Алексей Крикливый и Анджей Бубень. Показы проходили на Основной, Новой и Симоновской сценах Театра Вахтангова.
Омский академический театр драмы – старейший театр города (основан в 1874 году), один из самых ярких и интересных театров России, лауреат семи Национальных театральных премий «Золотая маска» и постоянный участник международных и российских фестивалей.
Омская Драма и Театр Вахтангова дружат давно. В октябре 1941 года Вахтанговский был эвакуирован из Москвы в Омск и почти два года играл свои спектакли в местном драматическом театре. Репетировали часто по ночам: «московские» спектакли «делили» афишу и сцену с омскими постановками – две труппы выходили на сцену по очереди. Традиция обменных гастролей стала логическим продолжением порядка военных лет, а дружеские связи между Театрами сохраняются по сей день.
«Визит дамы»
Автор: Фридрих Дюрренматт
Режиссёр: Анджей Бубень
Вечный вопрос «все ли можно купить за деньги» режиссер облекает в форму сеанса психоанализа для целого города, погруженного в глубочайшую депрессию. Серая жизнь серых людей на фоне стены такого же цвета мелькает крупноплановыми черно-белыми кадрами, дублируя происходящее на сцене. Шоковая терапия, которую предложила своим бывшим землякам главная героиня Клара Цаханассьян (Ирина Герасимова), не только не помогает, но еще глубже затягивает жителей богом забытого городка в болото греха.
На фоне отлично составленной музыкальной партитуры, прекрасного вокала и удачных пластических мизансцен, герои спектакля деградируют буквально на глазах, за два с половиной часа проходя путь от, пусть и не выдающихся, но вполне добропорядочных людей, до стаи безумцев, достигнувших полного морального краха.
«Дядя Ваня»
Автор: А. П. Чехов
Постановка: Георгий Цхвирава
В мире Чехова–Цхвиравы любовь обречена – над ней висит племенное заклятие, злой рок. Не вымолить любви ритуальными танцами, не приманить в дом яркими красками, не залить нелюбовь водкой и не занюхать хлороформом. Потому – грязь, разруха и запустение. Козы с курами бродят под ногами, без сапог и галош не выйти из дома, потрёпанная бывшая интеллигенция горько пьёт и безвкусно страдает, самовар остыл, и лапшу не варят. Чисто и красиво лишь в краю миражей, несбывшихся надежд и пустопорожних статей об искусстве.
Но как болит русское сердце за этих хтонических существ, томящихся в клетке собственных разочарований! Близкие, какими только могут быть артисты на малой сцене, и одновременно далёкие, как африканские шаманы или космонавты, – они безнадёжно опоздали на счастливый поезд и бредут как чудаки по перрону под резкий целлофановый свист и громыхание консервной банки. А перрон всё не кончается: не достучаться им до небес в алмазах, не снять заклятие вырубленного леса.
«Свидригайлов. Сны»
Автор: Ф. М. Достоевский
Постановка: Георгий Цхвирава
Здесь зрители сидят на нижнем ярусе тюремных нар, придавленные теснотой, неудобством и цинковым холодом длинных узких столов. В оцепенении кажется, что и мысли приговорены, посажены в острог и закованы в кандалы. Из романа Достоевского режиссёр и художник вытащили – вместе с персоной Свидригайлова – липкий воздух грехов, полусонный полумрак сознания и обезбоженность отчаявшихся душ.
Спектакль собран как непрерывный диалог. Не просто диалог – дуэль: каждый раз последняя, страстная, резкая, беспокойная – с обвинениями, выстрелами и кровью. Дуэль всех со всеми происходит урывками словно во сне: поединок Свидригайлова с Раскольниковым, Дуни со Свидригайловым, Сони с Раскольниковым, Свидригайлова с Соней, и каждого из них – со своими мышами и привидениями. Главную дуэль заглавный герой проиграл. Человек, не боящийся боли, унижения, дождя и Америки, побоялся жить в безответной любви. Когда ищешь и не находишь справедливости, только и остаётся, что заснуть и не проснуться.
«Блистательный Санкт-Петербург»
Авторы: поэты Серебряного века
Постановка: Георгий Цхвирава
Три актёра, пять музыкантов, пять поэтов, семьдесят пять минут… Этого достаточно, чтобы перенестись в начало прошлого века, прочувствовать как атмосферу балов и литературных вечеров, так и загадочный шлейф мистицизма и самобытной философии. Стихи разных поэтов и различных тематик переплетаются в единый сюжет, где можно проследить взросление мечтательного юноши, увеселения светского денди, ироничный взгляд на жизнь умудрённого опытом человека, величие красивого города, ничтожность повседневных мелочей.
Санкт-Петербург здесь предстаёт не просто как сплетение улиц и архитектурных сооружений, а как воплощение идеалов, центр мысли, родина сумасбродных и гениальных идей, разбредшихся по стране, по миру, сквозь времена и эпохи. Всё меняется, поэзия остаётся. И она понятна людям – современным, но таким же романтичным, забавным, целеустремлённым, таким же, как и герои Николая Агнивцева, Саши Чёрного, Игоря Северянина, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама.
«Время женщин»
Автор: Елена Чижова
Постановка: Алексей Крикливый
История наивной матери-одиночки Тони в едва оправившемся от войны Петербурге. Судьба её не баловала радостями и суждено ей рано умереть от рака. Одно спасение Тони – три старухи-соседки по коммуналке, потерявшие родных, нашедшие смысл жизни в её ребёнке и приложившие немало усилий, чтобы уберечь это дитя от различных невзгод. Вокруг строят коммунизм, но угасает одна конкретная жизнь. Рядом считают квадратные метры и стоят в бесконечных очередях, а здесь придумывают план на жизнь после смерти.
Это спектакль о том, как остаться человеком, когда нет света в конце туннеля. О том, как безвозмездно приносить себя в жертву и безоглядно любить. О том, что ты можешь быть полезен, пока живёшь на этой земле. О том, что от травмы можно закрыться и просто ничего не помнить, а молчание порой красноречивей пафосных слов или истерик от бессилия.
«Обманщики»
Автор: Алексей Житковский (по мотивам одноимённого кинофильма)
Режиссёр: Данил Чащин
Без работы и денег, без детей и родителей, без страха и стыда, без любви и правды. Но с апломбом и амбициями! Жить сегодняшним днём, не думая о будущем, а сегодняшней ночью упиваться виски и сексом, не заботясь о последствиях. То, что они принимали за свободу, оказалось вседозволенностью. То, что они считали мечтой, стало их погибелью. Разгон до 100 км/ч за 7 секунд опасен, если ты презираешь светофоры.
В неистовом рейве отчаянных «бунтарей без причины» создатели спектакля увидели параллели с сегодняшним днём. Французский кинофильм 1958 года переписали в пьесу и поставили в России 2021-го. Увы – кураж, шантаж и эпатаж парижских стиляг середины прошлого века так и остался картинкой из заграничного комикса. Чужие юные страсти с «их нравами» блекнут в тени героев Арбузова и Вампилова.