Вопреки всем математическим законам четвёртый фестиваль современного танца «Пятилетка» в этом году стал трижды первым.
Загибаем пальцы! Он впервые стал ежегодным — раньше его проводили раз в пять лет, отсюда и название. Его программу впервые формировали по принципу open call: 12 работ отобрали из более чем полусотни. Организаторы фестиваля впервые провели его в новом статусе: накануне своего 25-летия театр современного танца «Каннон Данс» получил господдержку и вошёл в состав «Петербург-концерта». Первой премьерой обновлённой труппы театра под названием «Спектакль номер один» и открылся фестиваль.
Полу-хореографическая, полу-пластическая постановка Валерии Каспаровой и Ольги Бараньяи стала и подарком основателю «Каннон Данс» — а по совместительству отцу хореографа и битломану — Вадиму Каспарову, и посвящением любимой группе, и манифестом молодого театра. Буклет обещает историю о поддержке и эмпатии, но всё хорошее в этом мире приходит с трудом: спектакль проводит зрителей через череду конфликтов и острых, тяжелых ситуаций. Люди втиснуты в стандартные жизненные траектории, и их пиджаки — это, с одной стороны, метафора правил и ограничений, с другой — панцирь неискренности, скрывающий уязвимую, раненую душу.
Время от времени давящий шум кристаллизуется в рок-н-ролльные мотивы — и это про моменты правды и счастья, про любовь, сочувствие и поддержку. И хотя финал истории не выглядит жизнеутверждающим, финал спектакля, в котором труппа представляется публике, выглядит как обещание — ей и себе — спасаться и спасать с помощью искусства, созидать моменты правды и счастья в несовершенном мире, полном проблем и печалей.
В списке источников вдохновения участников фестиваля, помимо ливерпульской четвёрки, — мировая литература (INFANTA по сказке Оскара Уайльда от Ballet.Theatre), молитвы и ритуалы (Zi-ma танцевальной компании «Сейчас начнётся»), живопись («Даже тень — это свет» по картине Реувена Рубина), спортивное интервью («Иллюзия»), животный мир («Бойцовая рыбка») и вся природа («По пути»). Абстрактные размышления о вечном и бесконечном (LOOP, «Эхо»). И, конечно, личный опыт во всем его многообразии, воплощенный в пластических диалогах («Очевидная жертва», 24’’35’’) и многофигурных композициях («Туман» Консерватории #IST26).
Они танцуют…
…про любовь — как в текучем, насыщенном мягкими, парящими поддержками и переполненном нежностью «Даже тень — это свет» Маргариты Царевой и Ивана Сачкова.
..про сотрудничество, в котором личные контексты должны сложиться в пазл, чтобы всё получилось — как в 24’’35’’, где в графичном рисунке танца и сосредоточенной эквилибристике поддержек Иван Сачков и Андрей Петрушенков ищут и находят драгоценное равновесие.
…про боль и тревогу, как в «Очевидной жертве» Ксаны Ковалевой и Александра Челидзе, где драматургией становится преодоление напряжения в нервной лексике, которая запечатывает тело, сводит скульптурно очерченные мускулы.
…про ежедневную борьбу, которая часто прежде всего борьба с собой — как в «Бойцовой рыбке» Елены Чуриловой, где округлая плавность плавников оказывается вписана в напряженную хореографию драки, а противостояние — вплетено в саму ткань жизни, потому что вне стремления превзойти себя не существует развития.
…про бытовое и частное — как в самоироничном пластическом стендапе «Стендап-стенд-арт-практики», где Анастасия Ребкало двигается под собственный рассказ о том, как вообще сейчас живется хореографу. Или в «Иллюзии», где Алевтина Грунтовская показывает высший пилотаж не-владения собственным телом под бодрые заверения в том, что усталости не существует.
…про общечеловеческое и вневременное — как в футуристическом аттракционе для восьми фонариков LOOP танцевальной компании «Полуночники», где эффекты света в темноте дают задуматься об оппозициях свободы и несвободы, жизни и смерти, мира и космоса. Или в «абстрактном пейзаже» под названием «Эхо» от Inner Company — размашистом размышлении о человечестве, где в согласованном движении руками статичных фигур, по-разному облитых светом, видишь и тени на стенах платоновской пещеры, и «мыслящий тростник» Монтеня, и рисунок греческих амфор, и жуткую мозаику мёртвых тел с концлагерных фото.
… про радость простых вещей, которая помогает остаться на плаву в огромном мире тревог, борьбы и противостояний. Как в постановке «По пути» 9 A.M Dance Company с участием студентов фонда «Антон тут рядом», где профессиональные и непрофессиональные танцовщики примеряют на себя пластику животных. И находят друг друга в мягкой, округло-летящей хореографий, естественной, как игра, в которой отстающий становится ведущим, а рассинхрон оказывается импульсом для нового фрагмента пластического рисунка.
Танец — это для всех, танец — это про всё. Кажется, лучшего вывода по итогам фестиваля сделать невозможно.