15 мая в день рождения удивительного Михаила Булгакова в доме номер 10 (или 302 бис, если угодно) по Большой Садовой было по обыкновению многолюдно. Почитатели литературного и провидческого таланта автора «Мастера и Маргариты» толпились во дворе, в музее-театре и «нехорошей квартире» – первом постоянном пристанище писателя в Москве. Этим вечером в одной комнат «квартиры», устроенной по образцу гостиной Турбиных из самой известной пьесы Михаила Афанасьевича, состоялась премьера спектакля-кабаре режиссера Игоря Титова «Турбины. Дни».
Создатели спектакля, который родился в «Бюро Художественного Проектирования» и Музее М.А.Булгакова, «Нехорошей квартире», при участии артистов Мастерской Брусникина, продолжают «лабораторное исследование» взаимоотношений двух гениев – Булгакова и Станиславского в одноименном проекте «Лаборатория. Булгаков. Станиславский». Музыкальной постановкой исследование достигает своей вершины и с непринужденной точностью входит в исторический момент так, будто со времени «переоборудования» «Белой гвардии» в «Дни Турбиных» не пронесся почти целый век.
«Лаборатория» не предполагает большой сцены, а также роскоши декораций и костюмов. Как и условное кабаре не означает, что публика, одаренная для чистоты объявленного жанра шампанским, должна восседать за отдельными столиками. В тесноте уютной гостиной – талантливый тапер за старым фортепиано и «линеечка» выстроившихся у окна исполнителей. Они приближены к зрителям настолько, что малейшая неправда в игре, каждая крошечная фальшь в передаче чувств, эмоций, любое «хлопотанье» лицом или излишним жестом может уничтожить тончайший батист тщательно выстроенного действия.
Режиссер Игорь Титов называет себя художником. В обобществленном смысле этого слова все так и есть, ведь молодой артист Мастерской Брусникина отметился не только на сценическом и постановочном, но и на музыкальном поприще. В постановке пьесы о «белой гвардии» ему удалось соединить все творческие наработки в пространстве литературно-музыкального кабаре. Точное обыгрывание этого редкого жанра стало интересным поводом для наблюдения за тем, как автор спектакля решает поставленную им самим задачу.
Режиссер поделил инсценировку на три параллели: литература, музыка и театр. Именно раздельное существование этих трех непересекающихся линий рождает кабаре, в котором театр отстоит несколько дальше от литературы и музыки. Актерам словно предписана некоторая схематичность произнесения текста через головы зрителей куда-то вдаль. Этим оригинальным методом на первый план выносится красота и правда булгаковского текста, поддержанная великолепным артистическим вокалом. В пользу литературы исполнители не проигрывают, а прочитывают свои монологи и диалоги, легкими, верными штрихами добавляя в них сиюминутное существование «здесь и сейчас», как и завещал Станиславский. Музыкальные номера тоже приближены к тексту пьесы и форме кабаре и немного отстранены от театра: в оформлении спектакля используются песни и романсы, предложенные Михаилом Булгаковым, Владимиром Басовым – режиссером замечательного фильма «Дни Турбиных» 1976 года и постановщиком Игорем Титовым.
Авторы спектакля заявляют интересную деталь: впервые в сценической и экранной жизни пьесы исполнители главных ролей по возрасту совпадают с героями Булгакова. На самом деле, всем, кто помнит другие постановки или чудесный актерский ансамбль упомянутого фильма, может показаться истинным чудом, что эти, в мыслях и поведении совершенно взрослые люди, могут быть столь юны. Неужели «ясной, рыжей» Елене Тальберг всего 24, а принимающему радикальные решения за судьбы войска Алексею Турбину всего 30? Как странно видеть этих почти детей, не просто рано повзрослевшими, а едва ли не прежде времени вынужденно постаревшими и умудренными в мыслях и рассуждениях. Нет смысла даже сравнивать их с современными ровесниками, но очень хочется разобраться в мучительных думах: это история и эпоха сделали такими, до срока зрелыми, героев пьесы или развитие прогресса затормозило духовное и нравственное взросление нынешних поколений?
Артисты Алексей Мартынов, Анастасия Шукевич, Даниил Газизуллин, Сергей Карабань, Никита Ковтунов, Игорь Титов, Иван Семенов обозначают своих героев эскизно, набрасывая основные линии характеров и действий персонажей. Их объединяет растерянность – в уютную квартиру за «кремовыми занавесками» заглянула сама история, полная нежданно страшных событий и переворотов, разделившая крепкую семью, где всем были рады, на тех, кто теперь поддерживает ту или иную сторону: гетмана, большевиков, Петлюру.
Неправда ли, какие похожие решения требует от нас актуальное состояние общества? История сделала полный круг и вернула всех в отправную точку прошлого. Снова Украина, которой Европа хочет воспользоваться, как кордоном от «русских варваров», опять Россия в состоянии полугражданской войны. Самое время примерить на себя благородство Алексея Турбина, женскую чуткость, трепетность и уверенную твердость выбора Елены Тальберг, оптимистичный взгляд на жизнь поручика Леонида Шервинского, трогательную детскость Лариосика, более всех нуждающегося в защите, метания честного вояки Виктора Мышлаевского, поставленного политическими игроками на распутье. Даже непринятое героями решение полковника Тальберга подошло сегодня многим.
Гений Михаила Афанасьевича Булгакова давно поставил отметку на извечном вращении человечества по орбите собственных грехов. Дело художника подсказать. Дело людей услышать и сойти с порочного круга или бесславно исчезнуть.