На второй день креативной недели в павильоне Created in Moscow при поддержке Агентства креативных индустрий (АКИ) и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы состоялась дискуссия под названием «Как театр может стать успешным бизнес-проектом». В сессии приняли участие основатель и руководитель «Независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федор Елютин, заместитель художественного руководителя Московского театра «Современник», директор независимой театральной компании «Июльансамбль» Алексей Никитин, продюсер , куратор театрального направления КЦ «ЗИЛ» и программный директор открытого театрального пространства «Арт-платформа», основатель телеграм-канала «Возможности в культуре» Евгений Худяков, директор Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» Екатерина Якимова. И хотя говорить в современных российских реалиях о театре как о полноценном бизнес-проекте пока не приходится, существуют финансовые модели, позволяющие частным коллективам оставаться относительно независимыми. Спикеры рассказали о сложностях, с которыми сталкиваются, привлечении инвесторов, а также партнерских и грантовых программах.
Жизнь в ансамбле
Директор театра «Июльансамбль» Алексей Никитин рассказал, что такое понятие как «независимый театр» появилось в современной России в начале нулевых. Связано это было с тем, что в государственных театрах большинство позиций были заняты, а молодым и амбициозным выпускникам театральных институтов хотелось работать и на практике доказать, чего они стоят. В качестве примера он привел лабораторию «ON.ТЕАТР» Милены Авимской, которая появилась в Санкт-Петербурге в 2016 году. Целью компании было познакомить государственные институции с молодыми актерами и режиссерами. Схожая история связана с появлением и самого театра «Июльансамбль. Выпустившись в 2016 году из мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ, ребята решили не расставаться, а попробовать создать собственную независимую команду. По словам Никитина, независимый проект сталкивается с двумя главными проблемами – отсутствием собственного помещения и необходимостью самостоятельно покрывать все основные расходы – от создания спектакля и оплаты аренды до зарплат артистов и организации гастролей. Бюджет «Июльансамбля» изначально был небольшим. Даже в лучшие годы ежемесячный доход компании составлял от полутора до двух миллионов рублей. Деньги на новые постановки и гастроли обеспечивались коммерческой деятельностью, получением различных грантов и субсидий в государственных институциях. Как директор Никитин должен был обладать не только понимаем театрального процесса, но и навыками в финансовом планировании и стратегическом развитии, а также умением вести переговоры со спонсорами и благотворителями. Назвать подобное существование полностью независимым от государства, по мнению Никитина, невозможно.
Требуется «Импресарио»
Как ни странно, но не гордится своей независимостью и основатель и руководитель «Независимой театрально-продюсерской компании «Импресарио» Федор Елютин.
«Я независим не потому, что это классно, а потому, что так вышло. У меня даже есть мысль убрать слово «независимый» из названия нашей компании. Я был бы счастлив, если бы нашелся спонсор или меценат, которому хотелось бы прославиться поддержкой независимого культурного проекта. Если бы такой человек пришел и сказал: «Вот вам деньги, развлекайте меня», ничего кроме «Как долго я ждал этого предложения» он бы от меня не услышал» – сказал Елютин.
Он убежден, что, чтобы заниматься в России независимым театром мало быть просто энтузиастом, нужно еще и невероятно любить то, что делаешь, так как ежедневно приходится сталкиваться с нехваткой самых базовых вещей. Так, например, продюсер поделился с аудиторией своей «болью» – уже не первый год Елютин рассказывает на разных площадках, как важно независимому коллективу иметь возможность льготной аренды склада или субсидии на ее оплату. Ежегодно на хранение декораций коллектив тратит более одного миллиона рублей, что для независимой компании огромные средства. Даже для такой, которая умеет зарабатывать самостоятельно. На сегодняшний день на счету команды более 30 постановок-экспириенсов, ставших первыми в России иммерсивными спектаклями, где зрители становятся действующими лицами и непосредственно влияют на ход событий. Кроме того команда проводит «корпоративные мероприятия, тимбилдинги, различные ивенты, фестивали, дни рождения и свадьбы».
«Независимому театру нужна помощь с самыми базовыми вещами, а потому я регулярно устраиваю презентации, участвую в питчингах и делаю все, чтобы о нас знали» – говорит Елютин.
Капитан грантов
О том, как важно независимому коллективу не вариться в собственном котле, постоянно заявлять о себе на различных конкурсах и фестивалях, следить за грантовой поддержкой, которая оказывается частным театрам, устраивать коллаборации с различными площадками, говорил на сессии продюсер Евгений Худяков.
Так, по его словам, участие в грантах дает театру возможность не только вывести коллектив на более высокий уровень, но и взглянуть на свою деятельность под новым углом, а также найти тему, о которой прежде даже не задумывались. Среди основных площадок, на которые независимой команде стоит обратить внимание, Худяков назвал «Фонд президентских грантов», «Российский фонд культуры», программу«Большие гастроли», а также фонды Владимира Потанина и Михаила Прохорова. По мнению продюсера, не стоит также пренебрегать возможностями, которые дают такие форматы как опен-коллы и театральные лаборатории – например, «Арт-платформа» и театральная лаборатория «ЗИЛ». В поисках небольшой суммы не нужно также отказываться от такого проверенного инструмента как краудфандинг.
Также, по мнению Худякова, несмотря на то, что в 2020 году министерство культуры РФ совместно с Союзом театральных деятелей составило реестр независимых театров, сообществу пошло бы на пользу, если бы появился некий акселератор или ассоциация, представляющая интересы независимых коллективов.
Его поддержала модератор дискуссии, основатель и директор аналитического агентства «Культурная обсерватория» Екатерина Первенцева, отметившая, что самоорганизация среды, понимание того, что вместе действовать легче и эффективнее, хорошо бы повлияли на развитие частных театров.
«Сопродюсирование и сотворчество всегда более устойчивая модель» – сказала Первенцева.
Работа с «Территорией»
«Крупные фестивали – самый главный и важный союзник независимых театральных проектов» – убеждена директор Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» Екатерина Якимова. На протяжении 17 лет «Территория» поддерживает, софинансирует и обучает независимые коллективы. Кроме того, участие в фестивале позволяет окунуться в мировой и российский театральный контекст, ощутить себя частью сообщества, показать свои постановки наряду с мэтрами – Акрам Ханом, Юрием Бутусовым и многими другими.
«Совместными усилиями можно понять, какого спонсора лучше привлечь, так как у фестиваля гораздо больше опыта и в фандрайзинге (привлечение денег и других ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты, где обе стороны нацелены на результат), и в продюсировании и элементарном просчете сметы, какие расходы нужно учесть при постановке спектакля или создании проекта. В объединении компетенций и усилий и есть наша сила» – отметила Якимова.
По ее мнению, сколько бы театр ни тратил на создание постановки и прокат по фестивалям, ему вряд ли удастся конкурировать в современном медиапространстве и создать рабочую бизнес-модель. При этом она уверена, что ни одна другая институция не способна дать тех ощущений, которые вызывает театр. Что нужно, чтобы он не переставал развиваться? Объединиться. Нужны как коллаборации разных площадок и культурных организаций, так и привлечение различного финансирования: федерального, городского, грантового и частного.
К примеру, фестиваль «Территория» активно работает с бизнес-сообществом. Так, только что при поддержке крупнейшей российской золотодобывающей компании «Полюс» в Якутске прошел фестиваль современного искусства «Территория. Якутск», призванный содействовать развитию культурной жизни регионов Сибири и Дальнего Востока.
На вопрос, что это дает бизнесу, Якимова ответила так: «Крупным региональным игрокам важно поддерживать культурные мероприятия, так как это не только меняет социокультурную повестку, но и делает город или целый регион привлекательным для тех, кто туда приезжает по работе или живет постоянно. Например, когда «Территория» привезла в Магадан спектакль МХТ имени А.П. Чехова, то мы неоднократно слышали, что без нашего участия местные жители никогда не смогли бы этого увидеть. Само собой, мы заранее обсуждаем программу с нашими бизнес-партнерами, прислушиваемся к их запросу и нуждам региона».
Дискуссия не только показала слабые места в развитии независимого театрального процесса в России, но и наметила пути выхода из сложившейся ситуации. Участники пообещали представить перечень того, что необходимо сделать в первую очередь, чтобы помочь независимым коллективам стать более финансово устойчивыми и интересными бизнесу.