На сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ) проходят Летние Балетные Сезоны. Традиционный марафон вот уже 21 год радует поклонников классического балета. Жемчужины мирового балетного искусства в сопровождении оркестра показывают нон-стоп с 1 июля по 28 августа.
Открыли «Летние балетные сезоны» гастроли одного из сильнейших танцевальных коллективов России – балетной труппы Марийского академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева. Театр привез в Москву семь спектаклей, в этой статье расскажем о балете «Дон Кихот» (балетмейстеры-постановщики Ольга Комлева и Константин Иванов).
С точки зрения драматического театра, особенность «Дон Кихота» в том, что главный герой романа Сервантеса не является главным в балете. Сюжет повествует о любовных перипетиях дочери трактирщика Китри и ее возлюбленного – цирюльника Базиля. Отец девушки хочет выдать ее замуж за богатого дворянина, и молодые люди всеми способами пытаются избежать подобной участи. Сам же Дон Кихот – просто случайный свидетель этой истории, как и его оруженосец Санчо Панса – такой же второстепенный персонаж. Однако здесь зрителя ожидает большой сюрприз.
Народный артист РМЭ Владимир Шабалин превращает своего Санчо в центр притяжения. Каждый его выход сопровождается бурными овациями и восторженными возгласами зала. Притягивая зрителя невероятной харизмой, Владимир Шабалин, кажется, сочетает в этой партии все жанры театрального искусства, легко смешивая танец с пантомимой, акробатику с драмой. С удивительной легкостью и грацией, которой не мешает даже пузатый костюм Санчо, артист буквально летает по сцене, очаровывая и заряжая энергией не только публику, но и партнеров.
Стоит отметить, что все артисты, помимо блестящего исполнения балетных партий, превосходны и в драматической составляющей постановки. Прекрасны Сергей Шабруков в роли обманутого и отвергнутого Гамаша, Александр Самохвалов в роли трактирщика Лоренцо, Валерия Волкова в роли озорного Амурчика. Исполнитель главной партии (Базиля) – Итару Нада – также демонстрирует и великолепную технику исполнения, и идеальную работу в дуэте с Кристиной Михайловой (Китри), и незаурядный драматический талант.
Музыка Людвига Минкуса, написанная для «Дон Кихота», по мнению многих исследователей, довольно простая и и лишена симфоничности, искусных инструментовок. Однако именно в этой простоте и заключается ее очарование. Наполнив балет искрящимися испанскими и цыганскими ритмами, композитор словно «нарисовал» солнечную Испанию в глазах зрителя, а оркестр под управлением дирижера Григория Архипова «раскрасил» партитуру блестящим исполнением.
Яркие массовые сцены балета, ни в чем не уступающие сольным партиям, завораживают: праздничная толпа на площади, танец тореадоров, нежные вариации дриад – все это исполнено ярко, динамично, с той обманчивой легкостью, которая достигается только ежедневным тяжелым трудом. Дополняют картину чудесные костюмы (художник по костюмам Татьяна Изычева) и декорации (художник-постановщик Леон Тирацуян), пронизанные духом Испании тех времен, когда не перевелись еще на Земле странствующие рыцари и прекрасные дамы.