У этого перформанса нет даже названия. На монитор приклеена бумажка с пояснением: «Это спектакль». Простые средства, незамысловатые методы, никаких финансовых вложений. Только творческие и душевные.
Сама по себе идея устроить передвижной спектакль в автобусе представляется довольно нетривиальной. Моментальное любопытство – как это может выглядеть, быть устойчивым во время движения, куда все поместится – вызывает к жизни интерес. От интереса, что важно для концепции фестиваля «Архстояние», включается взаимодействие участников и авторов, пусть сначала хотя бы на ментально-вопросительном уровне.
Слово «экскурсия» отчего-то проскальзывает мимо внимания, ведь по дороге в арт-парк Никола-Ленивец все ждут именно спектакль. Поэтому, когда в первые мгновения движения автобуса с идиотских шуток начинается скучнейшая информационная читка по бумажке недообразованного экскурсовода Саши, пассажиры в салоне напряженно замолкают. Надо, так надо – пусть Саша выскажется, а затем, может быть, начнется обещанное представление.
Провокативный спектакль-обманка органично вписывается в систему координат фестиваля ландшафтных объектов «Архстояние» и его актуальную задачу – выяснить для себя «Счастье есть?» или его нет. Изначально этот «театр на колесах» не предполагает надежд на удовольствие, но с помощью нехитрых приспособлений и уловок очень скоро пробуждает в пассажирах-зрителях внушительную порцию эмоций, среди которых счастье – одна из основных.
Режиссер спектакля, известный медиахудожник Габбилен Галычев, руководит действием лично. Понять, находится ли он сам в автобусе, почти невозможно. Автор ведет себя аки «чеширский кот», предлагая зрителям даже не улыбку, а только свой (или не свой) голос. Иногда показательно-хвастливо, порой познавательно-серьезно, он рассказывает о себе любимом, стараясь донести до слушателей информацию о своей: гениальности? творческих успехах? собственных рефлексиях? оригинальности стиля?
Художник в поисках счастья уводит за собой в свой «изумрудный город» всех, кто невольно оказался в зоне его влияния. «Попался на качели, качайся, черт с тобой» вслед за Федором Сологубом будто бы повторяет режиссер. Он не скрывает радости от того, что все пассажиры стали заложниками его творческой индивидуальности и провокационного способа самовыражения. Из автобуса некуда деться, волей-неволей все вынуждены прислушиваться к неоднозначным высказываниям автора, подавляя в себе раздражение, приходя в удивление, ощущая мгновенные перемены своего отношения к происходящему по шкале – от «когда он уже заткнется?» до «вот это да!».
Спектакль требует актера, все-таки это не просто болтовня в микрофон. По салону носится «мальчик на побегушках» и делает зрителям разные приятствия, словно покупая их бесценное внимание: разливает по «шкаликам» непонятный коктейль, дарит подарки, задергивает занавески на окнах. Кажется, автор активно ищет способ углубления публики в свою реальность или некую ирреальность. Он рассказывает истории о работе «под минусовку», обмениваясь с помощником-актером то голосом, то телом, запутывая сознание и восприятие слушателями действительности до такой степени, что кто-то уже принимает актера за режиссера, а кому-то видится все наоборот.
Развязка действия вступает в свои права под бессмертный, душу выворачивающий, хит Фрэнка Синатры «My way», и вместе с тем происходит нечто настолько неожиданное, чего пассажирам хватает на размышления уже до самого конца поездки. В измученной работой мысли голове наступает удивительная ясность. Все обман. Не надо верить ничему, что увидел и услышал напрямую. Даже эмоциям и ощущениям. Никто не таков, каким кажется. И человек со странным именем Габбилен вовсе не пошляк, не простак, не кто-то, зарабатывающий легкие очки на ниве современного поп-арта, когда банан на стене уже видится многозначительным шедевром высокого искусства. Это насмешливый художник-подстрекатель, вызывающий своих зрителей на разговор о счастье не в рамках задачи фестиваля, а просто так, ради роскоши пообщаться по-человечески. Тем более, что яркая палитра музыкального и художественного вкуса («Родители ставили в детстве правильную музыку», – смеется Габбилен Галычев) позволяет автору действа найти собеседника на любой уровень интересов.
Со свойственной ему иронией, режиссер заверяет зрителей-пассажиров, что специально выбрал этот необычный жанр спектакля в салоне автобуса, чтобы с одной стороны получить полное право на участие в фестивале, с другой – все сделать по дороге и в оставшиеся три событийных дня уже больше не делать ничего, только спокойно вкушать плоды счастья. Этот шутливый и искренний арт-объект, первый на пути погружения в зазеркальный мир «Архстояния», подготавливает почву для исследования проблемы счастья, которое само по себе совсем не проблема. Просто оно есть или его нет.