Пьесы о нашей жизни. К 85-летию со дня рождения Александра Вампилова

Пьесы советского драматурга Александра Вампилова необычайно популярны вот уже 50 лет. Они не сходят с театральных сцен, за них берутся как молодые режиссёры, так и именитые мастера, представляя свои интерпретации, размышляя над перипетиями судьбы вампиловских героев. Эти пьесы зачастую начинаются как водевиль, постепенно наполняясь серьёзным смыслом, и в итоге перед глазами разворачивается многоплановая история-полотно русской жизни. К 85-летию со дня рождения драматурга мы решили поговорить о его творчестве.

Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в поселке Кутулик Иркутской области. В 1960 году окончил историко-филологический факультет Иркутского университета. В 1965-1967 годах учился на Высших литературных курсах при Московском литинституте имени М. Горького. С 1958 года его рассказы стали публиковаться в университетской и областных газетах. В октябре 1959 года Вампилов стал литературным сотрудником областной газеты «Советская молодежь», затем в ней заведовал отделом. Он ездил в командировки по области, писал репортажи о строительстве Братской ГЭС, городов Железногорска, Усолья. В начале 1964 года Александр Вампилов ушёл из газеты и целиком посвятил себя творчеству. Покинув редакцию, он не прервал связей с газетой и часто ездил в командировки по её заданиям.

В литературу, предназначенную для сценического воплощения, он вошёл в 1962 году, когда впервые стал участником творческого семинара в Малеевке (Московская обл.), где представил две первые свои одноактные пьесы: «Сто рублей новыми деньгами» и «Воронья роща» (более поздние их варианты под названиями «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом» вместе образуют пьесу «Провинциальные анекдоты»). После ещё одной одноактной комедии «Дом окнами в поле», в которой отчетливо зазвучали сквозные темы и мотивы будущего театра Вампилова (темы дома, родственных уз, провинциального быта, выбора) одна за другой вышли зрелые многоактные пьесы: в 1965 году – «Прощание в июне» (к работе над ней драматург возвращался неоднократно, известны несколько вариантов пьесы), в 1966 году – «Старший сын» (первое название «Предместье»), в 1967 году – «Утиная охота», в 1968 году – «Провинциальные анекдоты». В 1971 году появилась ставшая последним законченным произведением драматурга пьеса «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

Пьесы вызывали горячие отклики, однако их ставили только региональные театры. Первая постановка вампиловской пьесы («Прощание в июне») состоялась в литовской Клайпеде в 1966 году. К началу 1970-х годов отношение столичной театральной общественности к пьесам автора стало меняться. «Прошлым летом в Чулимске» взял себе для постановки московский Театр имени М.Н. Ермоловой, «Прощание в июне» – Театр имени К.С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский). В марте 1972 года прошла премьера «Провинциальных анекдотов» в Ленинградском большом драматическом театре.

Жизнь талантливого драматурга трагически оборвалась 17 августа 1972 года. После смерти Вампилова стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (и они не сходят со сцен до сих пор), режиссёры приступили к съёмкам фильмов по его пьесам.

О чём же пьесы Вампилова?

О жизни… Об обычной, узнаваемой, неидеальной. Герои пьес Вампилова ходят на работу, сталкиваются с несправедливостью, переживают кризисы, задаются вопросами смысла жизни, обесценивают собственные достижения, мечтают о самых простых вещах. Их метания и искания понятны каждому из нас: кому не казалась ежедневная рутинная работа бессмысленной, кто не сталкивался с беззаконием и кумовством, кто не скрывал от близких неудачи? Вампилов в своих пьесах достоверно передал реалии советского общества (но далеко ли мы отошли от него?): здесь одновременно смешно и грустно, абсурдно и логично, невразумительно и понятно.

«Дом окнами в поле»
Пьеса-диалог одинокой сельской жительницы Астафьевой и учителя Третьякова, приезжавшего в деревню по распределению. Третьяков уезжает и пришёл попрощаться, разговор перерастает в тягостное выяснение отношений, с признаниями и упрёками.

«Прощание в июне»
История жизни талантливого и подающего надежды студента Николая Колесова в последние три недели перед выпуском из университета. В силу стечения случайных и роковых для Николая обстоятельств его положение и перспективы резко меняются, а всё начинается со студенческой свадьбы в общежитии, куда он пообещал прийти «с самой симпатичной девушкой в городе».

«Старший сын»
Молодые люди Бусыгин и Сильва, провожая подруг, очутились в незнакомом населённом пункте холодной ночью. Желание согреться толкнуло их пойти на обман: постучавшись в случайный дом, один из них представился внебрачным сыном главы семейства, который принял эту историю за чистую монету. Но новая роль так увлекла и затянула героя, что он сам начал верить, что нашёл своего отца.

«Утиная охота»
Карьеристу и ловеласу Виктору Зилову друзья делают шуточный подарок – похоронный венок. Зилов начинает представлять, что происходило бы на его реальных похоронах. При этом он часто погружается в воспоминания о значимых событиях его жизни и в конце повествования обнаруживает, что вёл никчёмную жизнь. Действие пьесы происходит в течение одного дня в квартире Зилова.

«Провинциальные анекдоты»
Трагикомическое представление в двух частях: «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Местом действия обоих становятся гостиничные номера в провинции. В первом анекдоте скитания футбольного фаната в поисках работающего радио приводят его в номер молодой девушки, чем вызывают гнев местных бюрократов. Во втором – два командировочных страдальца просыпаются в номере без копейки денег в состоянии чудовищного похмелья. А предложение о помощи от случайного прохожего ставит их в тупик.

«Прошлым летом в Чулимске»
В таёжном райцентре сотрудница местной чайной Валентина оказывается в центре любовного конфликта. Она влюблена в следователя Шаманова, но ей приходится отбиваться от других ухажёров и страдать от интриг потенциальной соперницы аптекарши Кашкиной. При этом одна лишь Валентина неравнодушна к нормам человеческой морали в этом маленьком городке.

Нашумевшие театральные постановки

«Утиная охота» (1979), Театр им. М.Н. Ермоловой, режиссёр – Владимир Андреев
Спектакль шёл до 1991 года. Роль Зилова исполнял Владимир Андреев, роль Ирины – Татьяна Аргунова. Андреев сыграл Зилова 300 раз, в его Зилове было много от героев Достоевского: ему тоже было «всё дозволено».

«Утиная охота» (1979), МХАТ СССР, режиссёр – Олег Ефремов
Зилова играли сам Олег Ефремов и Андрей Мягков. Тоска героя была не кризисом среднего возраста, а подведением итогов. Главный упрек критики к спектаклю заключался в возрастном несоответствии актёра и персонажа, что отчасти трансформировало вампиловские проблемы. В спектакле также играли Андрей Попов, Ия Саввина, Владимир Кашпур, Нина Гуляева и Анастасия Вознесенская.

«Старший сын» (1983), Музыкальный академический театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, режиссёр – Михаил Дотлибов
Лирико-комическая опера в 2-х актах, 4-х картинах. Переложение для пения в сопровождении фортепиано. Оперу написал Геннадий Гладков, автором либретто выступил поэт Юлий Ким, сумевший сохранить в стихах поэтику Вампилова. Композитор нашел множество ярких музыкальных приемов для воплощения этого материала.

Что сейчас посмотреть в Москве?

  • «Старший сын», Театр Олега Табакова, режиссёр – Алёна Лаптева
  • «Старший сын», Театр «Сфера», режиссёр – Александр Коршунов
  • «Старший сын», Театр «Около дома Станиславского», режиссёр – Юрий Погребничко
  • «Старший сын», Театр им. Вл. Маяковского, режиссёр – Анатолий Шульев
  • «Старший сын», Театр на Таганке, режиссёр – Денис Бокурадзе
  • «Старший сын», Театральная компания «Свободная сцена», режиссёр – Павел Сафонов
  • «Утиная охота», Театр им. М.Н. Ермоловой, режиссёр – Евгений Марчелли
  • «Утиная охота», Театр Et Cetera, режиссёр – Владимир Панков
  • «Провинциальный анекдоты», Московский Новый драматический театр, режиссёр – Вячеслав Долгачёв
  • «Тополя», Мастерская Петра Фоменко, режиссёры – Юрий Буторин, Владимир Топцов, Сергей Осипьян

Фильмы

«Старший сын» (1975), режиссёр – Виталий Мельников, в ролях – Евгений Леонов, Николай Караченцов, Михаил Боярский, Наталья Егорова, Владимир Изотов, Светлана Крючкова, Николай Никольский

«История с метранпажем» (1978), режиссёр – Виталий Тарасенко, в ролях – Георгий Вицин, Наталия Белохвостикова, Людмила Ларионова, Тимофей Спивак, Владимир Матюхин, Геннадий Юхтин

«Отпуск в сентябре» (по пьесе «Утиная охота», 1979), режиссёр – Виталий Мельников, в ролях – Олег Даль, Ирина Купченко, Ирина Резникова, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Юрий Богатырёв, Геннадий Богачёв, Николай Бурляев, Евгений Леонов

«Валентина» (по мотивам пьесы «Прошлым летом в Чулимске», 1980), режиссёр – Глеб Панфилов, в ролях – Дарья Михайлова, Родион Нахапетов, Инна Чурикова, Юрий Гребенщиков, Василий Корзун, Лариса Удовиченко, Всеволод Шиловский, Анатолий Панфилов, Сергей Колтаков, Максим Мунзук

«Двадцать минут с ангелом» (1989), режиссёры – Елена Попова, Ефим Падве, в ролях – Роберт Вааб, Дмитрий Шевченко, Александр Завьялов, Станислав Концевич, Ирина Комарова, Ирина Ворон, Алексей Петров

«Провинциальный анекдот» (по пьесе «Двадцать минут с ангелом», 1990), режиссёр – Наталия Киракозова, в ролях – Альберт Филозов, Станислав Садальский, Константин Бердиков, Анатолий Равикович, Людмила Иванова, Екатерина Дурова, Владимир Ершов

«Прощание в июне» (2003), режиссёр – Сергей Ломкин, в ролях – Юрий Соломин, Евгения Глушенко, Екатерина Климова, Яков Ломкин, Дмитрий Новицкий, Сергей Тезов, Максим Литовченко, Ольга Левитина, Сергей Фролов и другие

«Старший сын» (2006), режиссёр – Марюс Вайсберг, в ролях – Шейн Уэст, Лили Собески, Раде Шербеджия, Эрик Бальфур, Регина Холл, Рейли МакКлендон, Брайан Джерати и другие

«Прошлым летом в Чулимске» (2013), режиссёр – Виктор Демент, в ролях – Сергей Безруков, Анна Невская, Александр Самойленко, Маргарита Шубина, Николай Клямчук, Мария Поезжаева, Андрей Сергеев, Марат Серажетдинов, Евгений Осокин

«Райские кущи» (по мотивам пьесы «Утиная охота», 2015), режиссёр – Александр Прошкин, режиссёр – Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Екатерина Смирнова, Дмитрий Куличков, Артём Семакин, Виталий Хаев, Алёна Яковлева, Лина Миримская, Виктор Немец, Агриппина Стеклова, Тагир Рахимов