Как говорить с ребенком об искусстве? Сейчас очень много альбомов и бойких нон-фикшн книг для детей. И это отдельная тема — восхитительные энциклопедии с глянцевыми иллюстрациями, сборники фактов о живописи и архитектуре, биографии художников.
И все же на их фоне серия издательства «Поляндрия» об искусстве выделяется. Она не как другие книги о живописи. Она словно вообще не о живописи, но читатель погружается в ритмику рисунка и светотень, в мир, где кодовое таинственное слово — «кьяроскуро».
В «Хранителе дерева» мы читаем сказку о мальчике, который со временем обретает дар предсказания. Как спасти то, о чем приходят ужасные видения? Оказывается, что спасти можно.
И все же главное здесь — не текст. Он важный, ладный, по-сказочному метафоричный. Но не первостепенный. Первостепенны иллюстрации в стиле Густава Климта, художника золота, мозаик и сновидений.
Эта сновидческая эстетика в теплых тонах пронизывает книгу полностью. Мы оказываемся во вселенной художника, разве что немного адаптированной, дорисованной. Именно так и нужно знакомить детей с мировым искусством. Ведь суть не в именах, датах и терминах. Суть в том, что каждый из нас видит мир по-своему. Мое «золотое» — это не твое «золотое». Чем талантливее художник (и чем ближе эпоха к современности), тем ярче мы видим разницу.
Климт — упоительный, нарративный, сияющий. Его панно похожи на детскую игрушку, обклеенную золотой фольгой. И ребенок понимает это, чувствует эстетику в превосходных иллюстрациях Ани Клаусс. Вся сказка навеяна знаменитым триптихом «Ожидание — Древо жизни — Упоение». Серьезное искусство! Но эти эскизы к мозаичному панно, эти три картины можно прочесть как комикс! И такой наивный, будто бы детский взгляд на шедевры модерна рождает целую книгу.
Ведь девушка в левой части панно символизирует ожидание, древо жизни в центре — сад любви и искусства, а обнявшаяся пара в правой части панно — исполнение желаний. И в книге ее герой — Джалиль — проходит путь от любопытного мальчика, который получает в дар от мудрой Минои фруктовую косточку, до спасителя города, дворца и царевны. Юноша становится сначала хранителем, потом героем.
Иллюстратор Аня Клаусс черпает вдохновение в стиле и декораторском мастерстве Климта. Она пишет: «Узоры на одеждах персонажей Климта помогли мне наполнить жизнью пейзаж этой истории. Треугольники с платья служанки стали горами, прямоугольники с плаща героя (Джалиля) пригодились мне, чтобы изобразить ящички с семенами и городские дома, а завитки ветвей превратились в локоны».
Все изобразительное искусство — художественное постижение мира, выращивание деревьев знания из косточек. «Хранитель дерева» — именно об этом. Принесите детям эту книгу и расскажите о тайне знания, светящихся локонах, куполах, одеждах и небесах.
Автор: Елена Головнина