16 сентября Театр Вахтангова представил первую премьеру сезона – спектакль «Последний сон уточки». Режиссер Владислав Тутак (Большой театр кукол, Санкт-Петербург) и стажерская группа театра решили поговорить со зрителем о смерти. Непростую для восприятия тему играют в смешанном жанре: на сцене восемь актеров и две куклы.
Пьеса Клавы Ильиной основана на книге немецкого иллюстратора и писателя Вольфа Эрльбруха «Утка, смерть и тюльпан», считающейся современной классикой. Это книжка с картинками для детей от семи лет, в которой автор размышляет о природе жизни и смерти. В книге между уткой и пришедшей за ней смертью зарождается что-то вроде дружбы, и страх, сопровождающий тему ухода из жизни, немного отступает.
«Мир Уточки прост и легко помещается в маленькую коробочку сцены «Студия». Уточка живет в лесу много лет. Каждый ее день похож на предыдущий: плотный завтрак, перебранка с жабой, червячки на пруду… Крылья Уточки совсем ослабели, и она не улетит в этом году в теплые края. А когда за ней приходит Смерть – в положенное время – оказывается, что Уточка совсем не хочет отправляться в свое последнее путешествие».
Описание постановки звучит страшновато, не правда ли? Тем не менее спектакль предназначен для семейного просмотра, возрастной ценз – 12+, и здесь это действительно важно. Не секрет, что мало кто обращает внимание на возрастную маркировку при покупке билетов, мол плюс-минус несколько лет не имеет значения. В данном случае стоит последовать правилам (а еще лучше – прибавить пару-тройку лет).
«Есть табуированные темы, на которые не принято говорить с детьми, – говорит режиссер Владислав Тутак, – Одна из них – тема смерти. Но человек все равно когда-то столкнется со смертью и мне кажется, что говоря о ней языком театра, мы можем немного помочь, подготовить ребенка, подростка. Я понимаю, что кому-то наш спектакль может показаться страшным, не все его примут, но мы хотим, чтобы взрослые пришли вместе с детьми и могли потом поговорить и обсудить увиденное».
К серьезному разговору со зрителям команда спектакля готовилась не менее серьезно. Драматические артисты учились не только управлять куклами, но и органично сосуществовать с ними на сцене. По словам режиссера (и с точки зрения зрителя), им это удалось в полной мере.