– А чего у вас так дымно? – спрашивает зритель на входе в «Боярские палаты».
– Это для атмосферы! – улыбаясь поясняет администратор.
Вечерний туман ещë до начала действия окутывает зрителей, пришедших посмотреть «Человека из Кариота». В основе спектакля повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» – «нечто по психологии предательства», как говорил сам автор, желая изучить мотивы поступка Христопродавца. Вслед за этим произведением идут тексты Сельмы Лагерлëф, Мераба Мамардашвили, Жиля Делëза, Нила Мироточивого, Пауля Целана, Роберта Фроста и Аскара Нигамедзянова. Библейский сюжет – связующее звено между представленными «продуктами творчества». Зрители попадают на спектакль-бродилку: им предстоит отправиться в путешествие, непростое по внутренним ощущениям, важное с точки зрения смысловой нагрузки и наполненное философскими размышлениями о добре и зле, детстве и зрелости, свободе и неукоснительному следованию заветам Высшего Существа. «Для атмосферы» в каждой комнате существует что-то своë. Немного наблюдения – светодиодный диско-шар рождает танец разноцветных огней. Или вот ещë: свечи, вспыхивая одна за другой, обжигают яблоко, – плод искушения – расположенное над столом, словно подвесной светильник. Немного эксперимента: белые розы превращаются под действием жидкого азота в кристаллы льда, напоминая сердце Кая после вмешательства Снежной королевы в его жизнь. Формат путешествия выбран неслучайно, и на каждую «атмосферную вещь» приходится значительная доля смысла, образующая в сумме с другими целое произведение искусства.
«Человек из Кариота» – философский спектакль, рассказывающий историю Иуды. Команда создателей в составе актëров Родиона Долгирева, Аскара Нигамедзянова, Полины Повтарь, Родиона Прилепина, Богдана Кибалюка, продюсера Алëны Лазько, режиссëров Павла Семченко и Андрея Стадникова – это не суд присяжных, рассматривающий дела о преступлениях повышенной опасности. Здесь нет задачи обвинить Иуду в предательстве Христа и назначить наивысшую степень наказания. Здесь важно прийти к пониманию причин, которые побудили главного героя так поступить. Путешествие из одной комнаты в другую – это путь Иуды от рождения до смерти. Зрители оказываются свидетелями становления «злодея», проживают ключевые этапы, влияющие на формирование его характера, укрепляющие веру в себя или, наоборот, ослабляющие. Всего пять комнат. В каждой – по «шкафчику», в котором заперты боль, обида, зависть и ревность, раздирающие героя изнутри. Они не оставляют и крошечного места, куда бы мог ненароком забрести солнечный луч. Именно эти «шкафчики» находят и вскрывают те, кого повстречал Иуда на определëнном жизненном этапе. И боль становится сильнее, а сердце – ожесточëннее.
Спектакль, как подчëркивает команда, – «совершенно свободная фантазия на тему добра и зла», а потому его важно увидеть не только взрослым, которые успели припасти чемоданчик с многоплановым опытом, но и детям, находящимся в поиске собственного багажа. Благодаря фестивалю современного искусства «Территория.Kids» родилась детская версия «Человека из Кариота» – «Ребëнок из Кариота». Тот же состав, тот же сюжет, однако художественные методы всë-таки отличаются. Предлагаю пройти по маршруту, который открывает двери во внутренний мир Иуды. Предупреждение: возможно, вы обнаружите черты этого героя в самом себе, а в какие-то моменты вам будет больно, страшно и неуютно. Не пугайтесь, даже если столкнëтесь со внутренним психологическим сопротивлением: это – ваша зона роста, а за ней следует улучшение качества жизни и укрепление сильных сторон.
Проходим в первую, «солнечную» комнату. Кстати, проводник для деток – Полина Повтарь. Перед знакомством с первой историей актриса проводит инструктаж. «Если вам радостно, можно смеяться! Если грустно, можно плакать! Аплодисменты приветствуются, но руками ничего трогать нельзя, актëров в том числе», – улыбается Полина. В этой комнате зрителям рассказывают историю о маленьких Иуде и Иисусе, которые вместе мастерят птичек из глины. В основе лежит текст Сельмы Лагерлëф «В Назарете». Рассказ сопровождается весëлым танцем и песней, состоящей всего из четырëх слов. Актëры подходят к зрителям и, сохраняя визуальный контакт, громко произносят «это свет мой ясный!» Взрослые смущëнно улыбаются, а дети смело аплодируют в такт словам. В этой истории впервые для зрителя Иуда предстаëт завистливым и оттого жестоким ребëнком. Всему виной птички Иисуса. Маленькие фигурки получились не только гладкими, красивыми и чистенькими, но и окрашенными ярким солнечным сиянием, которое он использовал в качестве акрила. Иисус оживил птичек и почувствовал себя самым счастливым человеком. Но счастье быстротечно: Иуда не смог принять своë поражение. «Он подошëл к Иисусу, который рассматривал своих птичек, – и растоптал одну из них, – Родион Прилепин поднимает ногу и громко ставит на пол, как будто прямо перед ним лежат эти блестящие фигурки. – Увидев, что она превратилась в комок глины, он стал таким радостным и начал топтать, топтать, топтать…» – продолжает актëр, подходя всë ближе и ближе к зрителям. Позже многие дети поделятся, что в этот момент им стало больно за хрупких существ, которых так легко оказалось уничтожить.
Следующая комната знакомит зрителей с детством Иуды. Здесь присутствуют элементы кукольного театра, а также циркового представления. В руках Полины Повтарь – Пьеро и Карлик Нос. Они помогают актрисе рассказывать о родителях Иуды. В основе – произведение Нила Мироточивого «Об Иуде предателе». В этой комнате зрители понимают стремление главного героя примкнуть к Христу и его ученикам, желание выделиться, обратить на себя особое внимание. Это крик о помощи, который никто не слышит. «Рыжий безобразный мальчик» начал приносить родителям неприятности задолго до своего рождения. Мать Иуды увидела во сне, что «родит мужеский пол и будет он разрушителем рода Иудейского». Поэтому появление Иуды на свет совсем не обрадовало еë. Не раздумывая долго, мать поместила младенца в ящик и бросила в озеро. Наступает звëздный час Родиона Долгирева. Актëр проникает в сделанный из досок ящик с открытыми стенками и приступает к исполнению трюков. Сначала сворачивается в клубок, словно беззащитное существо, затем, переворачиваясь, занимает позу в стойке на голове (похоже на упражнение из йоги), а дальше, кардинально меняя положение, забирается на самый верх – взросление Иуды происходит на глазах у зрителей. С рождения герой не ощущает своей значимости. Чувство ненужности сопровождает его переход в юность, позже – в зрелость. А единственным желанием по-прежнему остаëтся поиск собственной ценности. Специально для детей звучит история о страшном сером волке, который притворяется овцой, чтобы стать частью стада. «Он надел клоунский нос и овечью шкуру, – начинает рассказ Аскар Нигамедзянов, добавляя к белому костюму маленькую яркую деталь. – В скором времени страшный серый волк съел одну овечку, – актëр отламывает кусок торта кремово-белого цвета и быстро прожëвывает. – На следующий день вторую… И в скором времени съел всë стадо» – продолжает Аскар и полностью окунает лицо в торт. Мораль этой истории такова: зло, притворившись добром, так и остаëтся злом. Поучительный рассказ можно сопоставить с приходом Иуды к Иисусу и последующим знакомством с апостолами. Только у «злодея» есть причины быть таким и с детства нет примера доброго отношения к людям.
В третьей комнате зрители становятся участниками разговора о существовании Бога. В этой части взрослая версия сильно отличается от детской. Актëры располагаются за длинным столом, зажигают свечи, воткнутые в половинки яблок, – глубоко символично – и погружаются в размышления. Взрослые наблюдают за развитием диалога верующего с агностиком: митрополита Сурожского Антония с журналистом канала BBC Анатолием Гольдбергом. В роли первого каждый из актëров. Они по очереди отвечают на вопросы, требующие вдумчивого подхода к осмыслению религиозной концепции. Образ журналиста формируется у зрителей путëм аудиального восприятия информации. Никаких визуальных подсказок, исключительно голос. Несмотря на различия во взглядах, журналист и митрополит беседуют друг с другом спокойно, вежливо и уважительно.
– Как соотнести существование Бога, который творит добро, с тем, что происходит на земле? Не только между людьми, но и в природе, где царят хаос, борьба и жестокость. Какой ответ вы даëте?
– Бог всемогущ, но он сделал человека свободным. А свобода несëт в себе возможность и добра, и зла. Если бы Бог создал человека, неспособного на какие-либо отклонения, то мы не были бы способны ни на что положительное. Нельзя человека любить, если это чисто, – актëр крутит в руках спичечный коробок, – механическое соотношение. Если бы не было свободы отказа, то любовь была бы просто силой, соединяющей единицы, но никак не создающей между ними нравственного соотношения.
Вновь звучит голос журналиста:
– Но ведь несправедливость часто торжествует над справедливостью. Бог приходит к тем, кто не является таким уж грешником…
– Если счастье и благополучие были бы немедленной наградой за добро, то оно, как нравственная категория, просто обесценилось. Это был бы чистый расчет. Добро делается тогда добром, когда человек способен, столкнувшись со злом, не отречься от своего добра, – поясняет митрополит.
Этот диалог, глубокий и сложный по содержанию, помогает зрителям прийти к пониманию, что выбор всегда остаëтся за человеком. Высшая сила не может забрать свободу, которую однажды даровала, даже если «простые смертные» играют не по правилам. Сделал ли Иуда свой выбор сам или его судьба изначально была предопределена? Создатели спектакля предоставляют зрителям пространство для размышлений, помогая найти недостающие детали пазла. В детской версии каждый из актëров исполняет роль протоиерея Максима Козлова, которому важно посадить семечко веры внутри юных исследователей мира. «Кто создал Бога?», «а где живëт Бог?», «а как выглядит Бог?» – маленькие зрители слышат запись детского голоса. Вновь выстраивается доверительный диалог между верующим и тем, кто пребывает в поиске своего. «А кто-нибудь когда-нибудь видел Бога?» – звучит вопрос. Актëры не просто мгновенно выдают развëрнутый ответ, а сначала обращаются к зрителям. «А вы видели?» – интересуется создатели. И выслушав каждый, пусть даже идентичный предыдущему ответ, затем продолжают: «Если ты ответственно живешь и совершаешь хорошие поступки, то обязательно увидишь бога. Где? В сердце. Бог не хочет, чтобы мы любили его через силу. Он создал мир с любовью и ждëт, что люди всем своим нутром ответят своей любовью». С детьми – просто о важном.
Четвëртая комната раскрывает взаимоотношения Иуды с ближайшими учениками Христа. Аскар Нигамедзянов – в роли Фомы, Богдан Кибалюк – Иоанн, а Родион Прилепин – Пëтр. В основе этой части – повесть Андреева «Иуда Искариот». Трое артистов передвигаются на ходулях и оттого выглядят злодеями, готовыми уничтожить всë вокруг. Точнее Иуду, которого играет Родион Долгирев. Точно коршуны в погоне за добычей, ученики кружатся над человеком, не умеющим проявлять любовь, не знающим, что такое добро. «Какими были твои отец и мать?», «что дурного о нас скажешь?», «что об Иисусе думаешь» – апостолы пронзают Иуду испепеляющим взором, не давая возможность уйти от ответов. «Ты крадëшь наши деньги» – каждое слово отзывается болью. И снова чувство ненужности расшатывает главного героя истории изнутри. Рядом с величественным Иисусом и его верными учениками Иуда не смог стать значимым в первую очередь для себя самого. Даже с помощью других людей он не ощутил собственную силу. Получается, предательство – это способ устранения объекта идеализации, который в конечном итоге разочаровал Иуду, не привëл к самому себе? «Кого поцелую, тот и есть!» – кричит Иуда апостолам и выпускает внутреннего зверя наружу. Фигура Иисуса по-прежнему отсутствует, зато на пути «злодея» возникают Фома, Иоанн и Пëтр. В этот момент ходули каждого из актëров «разделяются». Теперь перед зрителями, ограниченные в движении несчастные люди, прыгающие на одной ноге. Зато Иуда может догнать всех по очереди. Родион Прилепин поворачивается к зрителям, будто они служители храма, пришедшие за своим «призом», и шëпотом произносит: «Идите, его возьмите, только осторожно», указывая куда-то вдаль, где можно вообразить безмолвно стоящего Иисуса, спокойного до леденящего душу ужаса.
Иуда, будучи свободным в своëм выборе, принимает решение вычеркнуть себя из мира, который оказался слишком жесток. Это способ «переродиться»: вдруг повторное присоединение к Иисусу, тому самому объекту идеализации, поможет почувствовать любовь к себе? Сначала нужно лишь стать для учителя человеком номер один… Самым главным, самым преданным, самым сильным. Спектакль соединяет человека с природой: Иуда выбирает дерево, которое беспощадно расправится с ним. Удар на себя взял дуб. «Принял, спрятал под большие ветви», – рассказывают актëры. Мир укрыт от зла Иуды, а Иуда – от злого мира.
Пятое пространство – это коридор. Плавно поднимается во всю его длину воздушное белое дерево. В полутьме оно напоминает ангела, наблюдающего за крохотными фигурками, каждая из которых выполняет свою функцию, а потому движется по определенной траектории. Но если присмотреться, можно распознать ветви и макушку. Это дуб, взваливший на себя тяжëлую ношу. Следует предупреждение: «Только не наступайте на дерево». Зрители задумываются: нужно быть аккуратнее, чтобы не выпустить «зло». Или беззащитного человека, который не нашëл для себя место на Земле.
«Человека из Кариота» и «Ребëнка из Кариота» хочется добавить в список спектаклей для обязательного просмотра. Взрослые и дети смогут ближе познакомиться с собой, поэтапно исследовать природу зла и понять мотивы предателя. Для чего это нужно? Чтобы быть добрее и теплее к этому человеку – раз; показать, что мир может не только бить в больные места, но и радовать, восхищать, приятно удивлять – два.
Автор Алеся Воронова