Фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» – большой проект, объединяющий спектакли, лекции, мастер-классы, творческие встречи, режиссёрские лаборатории и театральные выставки. В рамках VI фестиваля в московском Театре Луны прошёл показ «Мещан» пермского театра «У Моста». «Мещанскую комедию» по первой пьесе Максима Горького поставил худрук театра Сергей Федотов.
В классической манере русского психологического театра, в статичных декорациях за большим обеденным столом разворачивается батальное полотно семьи Бессеменовых. Без драк и выстрелов здесь все воюют со всеми и каждый – до победного конца. За семейным чаепитием отцы сражаются с детьми, «подержанные» – с молодыми, дремучие – с образованными, традиционалисты – с «новыми людьми», духовно нищие – с творцами, герои – с подлецами, жизнелюбие – со скукой. Громко, жёстко, яростно, неизменно доходя до пределов фортиссимо, они нападают и защищаются, обвиняют и требуют повиновения, упрекают и оскорбляют, взрываются и гаснут. При этом каждый убедителен настолько, что занять чью-то сторону совершенно не получается.
Простую мысль «у каждого своя правда» Федотов вытаскивает из пузыря клише, не разрывая оболочки. Мысль эта не бьёт в лоб своей очевидностью: до неё зритель как будто добирается сам, постигая суть происходящего на сцене, и только к финалу формулирует её для себя (и вспоминает, что мысль, увы, не новая). Действие в постановке концентрируется на смыслах, слова и диалоги звучат эмоционально по нарастающей, доходят до пика, и в тот момент, когда зритель уже сам готов вмешаться, лишь бы герои перестали кричать, – они перестают кричать, и на некоторое время на сцене воцаряется перемирие.
Правда в том, что нет никакой универсальной вселенской правды. Но есть нюансы. Правды нет, потому что за собственным криком люди никого не слышат и даже «не хотят захотеть», как говорит певчий Тетерев. Это только кажется, что в споре всегда рождается истина, что обмен репликами есть диалог. На самом деле десять героев и десять голосов на сцене составляют ансамбль в его оперном понимании, когда каждый исполняет свою вокальную партию и все десять не тождественны, в отличие от хора.
Понятие «ансамбль» можно и нужно применять к пермским «Мещанам» в традиционном театральном ключе, как синоним единства и слаженной игры исполнителей. Такой ансамбль создаёт пресловутую атмосферу спектакля, а за сыгранность, слитность, гармоничное многоголосие и внимание к партнёру присуждают премии в номинации «Актёрский ансамбль». Во многом благодаря труппе театр «У Моста» заслуженно называют одним из лучших в стране.
В ансамбль пьесы Горький собрал множество героев, уделив достаточно внимания каждому из них, и Федотов точно воссоздал объём характеров с помощью мизансцен. Даже эпизодические персонажи, кухарка Степанида и Доктор, успевают исполнить свои арии во весь голос и рост. Остальных вполне можно назвать главными героями: образы прекрасно проработаны актёрски до ощущения правды, каждый вызывает попеременно жалость, неприязнь, стыд и восхищение – весь спектр человеческих чувств и реакций.
А что чувствуют сами герои? Они много говорят о своих чувствах, но слова их пылью неуслышанного оседают на вековой мебели. «В этом доме есть что-то… нехорошее. Не люди нехороши, а… что-то другое…», – говорит Елена. В финале из этого дома все уйдут, останутся лишь подлинные хозяева – тяжёлый дубовый шкаф, горка с посудой, пианино, оттоманка и большой обеденный стол. В том и этом мире есть что-то, от чего хочется на время уйти, оставив сцену пустой. Уйти, чтобы вернуть себе себя, и выйти на поклоны человеком.