Спустя 17 лет. Спектакль «Без вины виноватые», Театр «Сфера»

Уже совсем скоро повсюду начнутся торжества по случаю 200-летия со дня рождения драматурга Александра Островского, основоположника национального репертуара русского театра. Театр «Сфера» сработал на опережение и уже играет премьерный спектакль по одной из его поздних пьес – «Без вины виноватые». В спектакле Александра Коршунова по пьесе о сильной и волевой женщине можно полюбоваться чудесной и трогательной встречей после трагической разлуки, глубокой житейской мудростью главной героини и её беззаветным служением театру.

Действие разворачивается во второй половине XIX века, мужчины ещё носят цилиндры, а женщины – шляпки и платья в пол, провинциальному театру не хватает блеска, а перед приехавшей в город звездой спешат выслужиться все: от прислуги до губернатора. Главная героиня, успешная актриса Елена Ивановна Кручинина (до поступления на сцену – Любовь Ивановна Отрадина), вернулась в родной город спустя 17 лет. Её бегству оттуда предшествовали расставание с любимым человеком, решившим жениться на богатой невесте, смерть ребёнка, в которую она так и не смогла поверить, и тяжёлая болезнь. Много воды утекло, изменились статус и материальное положение, но осталась надежда на заветную встречу с сыном Гришей.

Источник фото: официальный сайт театра «Сфера». Фотограф Елена Киселева

В спектакле Коршунова время и деньги становятся единицами измерения достоинства и человечности: Кручинину не испортило ни то, не другое, в отличие от её обидчика – предавшего её Григория Львовича Мурова. Подчеркнуть контраст молодости и зрелости, наивности и приобретённого опыта призвана смена актёров. Юные Отрадина (Елена Маркелова) и Муров (Иван Мишин) совсем не знают жизни: первая свято верит в обещания своего так называемого жениха и чуть не умирает от ударов судьбы, второй не может шага ступить против воли матери и нелепо оправдывается перед женщиной, которой он ломает жизнь. Они оба нищие, но по-разному видят свои сложившиеся обстоятельства: Любовь Ивановна готова самоотверженно работать ради воссоединения с любым человеком и сыном, которого вынуждена была поселить отдельно, а Григорий Львович ищет способ разбогатеть и избавиться от обузы в виде женщины с ребёнком.

Источник фото: официальный сайт театра «Сфера». Фотограф Елена Киселева

Через 17 лет уже известная актриса Кручинина (Валентина Абрамова) хорошо владеет собой, её мало чем можно удивить, но её мягкое сердце можно растрогать. Успех и богатство не вскружили ей голову: театр она самозабвенно любит и ежедневно оставляет на сцене кучу сил, деньгами не сорит и без раздумья готова помогать и жертвовать, своё особое положение старается использовать во благо, например, ради заступничества за юного актёра-дебошира, которого совсем не знает. Через 17 лет уже известный в городе человек и делец Григорий Львович Муров (Анатолий Смиранин) не растрачивает силы на лишние движения и сантименты. Как человек деловой он сразу действует: нужно уйти от ответа, он, не стесняясь, лжёт, нужно что-то узнать – в лоб спрашивает, любое препятствие на своём пути устраняет любыми доступными методами, ведь нужно же преумножать состояние и идти на выборы.

Источник фото: официальный сайт театра «Сфера». Фотограф Елена Киселева

Внимание их обоих привлекает молодой актёр Григорий Незнамов (Илья Ковалёв) – личность несносная, но вроде бы талантливая. Муров подсознательно чувствует, что от него исходит опасность. Кручинина же проявляет материнскую заботу, интуитивно видя в нём своего потерянного сына. Предчувствия не подводят обоих: в драматичной обстановке на званом вечере подвыпивший Незнамов выкрикивает в воздух претензию судьбе, обнажая подаренный ему родной матерью талисман, что подтверждает Кручининой её надежду. В порывах чувств от долгожданной встречи Елене Ивановне хватает самообладания не раскрыть Незнамову имени его отца, и не испортить тем самым Мурову репутацию, предвыборную кампанию и всё остальное, что можно испортить деловому человеку, вытащив скелеты из шкафа.

Источник фото: официальный сайт театра «Сфера». Фотограф Елена Киселева

В этой сентиментально-психологической истории режиссёру Александру Коршунову удалось ярко показать лица эпохи: беззаветного мецената и звёзд провинциального театра. Богатый барин Нил Стратоныч Дудукин (Дмитрий Новиков) обожает искусство, он поддерживает местный театр, но способен распознать истинный талант, оттого так тянется к Кручининой и радеет за Незнамова. Актриса Нина Павловна Коринкина (Валерия Гладилина) – яркая, ревнивая, заносчивая, не чуждается интриг, чтобы сохранить своё положение в обществе. Как противопоставление ей – опустившийся, но сохранивший благородство артист Шмага (Олег Алексеенко), в каждом жесте которого есть любовь и уважение к окружающим.

Источник фото: официальный сайт театра «Сфера». Фотограф Елена Киселева

Подчеркнуть характер и положение каждого героя помогают их костюмы (художник – Ольга Коршунова). Скромные платья Отрадиной, а затем Кручининой подчёркивают благородную натуру, кричащие наряды Коринкиной – безвкусность провинциальной актрисы, бледный мятый костюм юного Мурова – несвободу и зависимость молодого человека от матери и свалившихся на его голову женщины и ребёнка, его же элегантный наряд во втором акте – символ успеха. Простой наряд Незнамова, непривязанный ни к какой эпохе, представляет его как странника, который ищет покоя и благополучно его находит.

URL List